Война санкций, 08 дек 2023, 10:30

FT узнала о планах ЕС позволить странам блокировать импорт газа из России

Брюссель предложил позволить странам «частично или, где это оправдано, полностью» ограничить доступ к газопроводам и терминалам СПГ для российских и белорусских компаний, пишет газета
Читать в полной версии
Фото: Павел Львов / РИА Новости

ЕС предоставит странам-членам полномочия блокировать импорт газа из России и Белоруссии, пишет The Financial Times (FT).

Согласно проекту документа, предложенному Брюсселем, любая страна Евросоюза сможет запретить доступ компаниям из России и Белоруссии к своим газопроводам и терминалам сжиженного природного газа (СПГ). Это предложение могло бы обеспечить основания для энергетических компаний блока прекратить контакты с российскими поставщиками без необходимости выплачивать огромную компенсацию, пояснил высокопоставленный чиновник ЕС.

Хотя страны Евросоюза постепенно снизили свою зависимость от российских энергоносителей после начала военных действий на Украине, на Россию по-прежнему приходится примерно 10% поставок газа, включая СПГ.Ряд стран, включая Австрию и Венгрию, до сих пор сильно зависят от российского топлива. ЕК хочет подтолкнуть государства-члены к прекращению оставшегося импорта газа, указывает газета.

Брюссель предложил позволить странам «частично или, где это оправдано, полностью» ограничить доступ к газотранспортной системе для российских и белорусских компаний, когда это требуется для защиты национальных интересов. Ожидается, что страны Евросоюза и Европарламент рассмотрят документ в пятницу, 8 декабря.

По данным Евростата, в третьем квартале этого года на Россию пришлось около 12% поставок от общего импорта газа в ЕС.

Как указывает FT, Бельгия и Испания, где расположены крупные регазификационные СПГ-терминалы, в этом году стали крупнейшими импортерами российского сжиженного природного газа после Китая. Нидерланды запретили новые контракты на перевалку российского СПГ, включая перекачку между российскими арктическими ледоколами и танкерами, в том числе идущими в страны Азии. Бельгия, Испания и Франция, в свою очередь, разрешили импорт и реэкспорт сжиженного газа из России, объясняя это тем, что их компаниям трудно отказаться от существующих контрактов. Другие страны, включая Германию, также используют СПГ, импортируемый через другие западноевропейские государства.

«Я знаю, что терминал Бельгии все еще помогает или содействует поступлению СПГ. Конечно, нам самим он не нужен, но соседние страны все еще нуждаются [в поставках]», — сказала газете министр энергетики страны Тинне ван дер Стратен.

Транзитная ветка через Украину остается единственным маршрутом поставок российского газа в страны Западной и Центральной Европы. Однако весной прошлого года «Оператор ГТС Украины» предупредил о невозможности прокачки через ГИС «Сохрановка», объяснив это тем, что станция находится в Луганской народной республике (ЛНР) под контролем российских сил.

«Газпром» также поставляет газ по «Турецкому потоку» и «Голубому потоку» в страны Южной и Юго-Восточной Европы.

Транзит по газопроводу Ямал — Европа остановлен в марте прошлого года. Прокачку по «Северному потоку» полностью остановили после взрыва на газопроводе в конце прошлогоднего сентября.

ЕС в феврале этого года ввел потолок цен на газ на уровне €180 за МВт⋅ч (около $2 тыс. за 1 тыс. куб. м). Президент России Владимир Путин в ответ подписал указ, запрещающий «Газпрому» покупать газ у совместных предприятий с немецкой Wintershall Dea и австрийской OMV дороже регулируемой цены. В октябре FT писала, что в ЕС усомнились в необходимости продления лимита из опасений роста цен зимой.

Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Банк России приступает к продаже валюты. Что будет с курсом рубля
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России