Главное, 09 янв, 11:07

Темпы стройки дороги для защиты от России в Прибалтике замедлились

Rail Baltica должен связать страны Балтии с остальной частью НАТО, в том числе благодаря европейской колее. Однако смета проекта выросла втрое, запуск откладывается
Читать в полной версии
Фото: Alexander Welscher / dpa / Global Look Press

Проект строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica продолжает сталкиваться с проблемами, пишет Bloomberg.

Со старта проекта в 2010 году прогнозируемые расходы резко возросли с €5,8 млрд до €15,3 млрд, большую часть расходов не получится покрыть ассигнованиями. По состоянию на октябрь, дефицит бюджета на строительство достигает €10 млрд. Согласно последним подсчетам, прямая прибыль от реализации проекта составит €6,6 млрд, косвенная — до €23,5 млрд, но все же, отмечает агентство, найти средства для таких вложений непросто.

Срок завершения строительства уже сдвинули с 2026 года на 2030-й. Главным виновником задержки является инфляция, темпы которой в балтийских странах превышали 20%. Bloomberg прогнозирует, что некоторые части Rail Baltica не получится реализовать в полной мере, как это было запланировано, даже если будет получено больше финансирования. Вместе с тем эстонская сторона не исключает более раннего запуска своего участка пути, нежели было запланировано. Польский Centre for Eastern Studies (OSW) из-за задержек назвал проект «низкоскоростной железной дорогой».

Rail Baltica — проект 870-километровой железнодорожной линии. Путь планируется проложить от эстонской столицы Таллин через Литву и Латвию к границе Польши и дальше на юг. Скорость поездов должна составить до 234 км/ч. Подобная скорость — «революционная» для этого маршрута, отмечает агентство, время в пути из Таллина в Варшаву должно сократиться с 22 до семи часов.

Проект имеет и военное измерение. До сих пор железнодорожные пути в Эстонии, Латвии и Литве проложены по советской колее, в связи с чем поезда из России могут свободно продолжать следование по балтийским странам. И напротив: пассажиры, следующие из Вильнюса в Варшаву, вынуждены делать пересадку на границе.

«Речь идет о демонстрации, что силы НАТО могут двигаться так же быстро или даже быстрее, чем российские силы. Прежде чем начнется реальный кризис, мы хотим иметь возможность перебрасывать тяжелое оборудование, боеприпасы, мы также хотим иметь возможность подать им сигнал не совершать ужасную ошибку, потому что мы готовы», — пояснил экс-командующий армией США в Европе Бен Ходжес.

«К сожалению, растущие бюджеты — это скорее правило, чем исключение, когда речь идет о железнодорожных проектах», — отметил доцент кафедры будущих транспортных систем в Университете Бирмингема Марсело Блюменфельд.

Читайте РБК в Telegram.

Pro
4 проблемы, которые могут отбить желание торговать на маркетплейсах
Pro
2024-й стал для инвесторов годом депозитов. Станет ли 2025-й годом акций
Pro
Чрезвычайные деньги: почему золото дорожает и что будет с ценами в 2025-м
Pro
Почему Embracer Group распродает свои лучшие активы
Pro
Какие стартапы привлекли больше всего денег в 2024 году
Pro
Продавать на маркетплейсах станет дороже. Причина — налоговая реформа
Pro
«Никто. Ничего. Не читает». Работающие способы делегировать любую задачу
Pro
Запросы похожи на живую речь, а ответы создает ИИ: ключевые тренды в SEO