В Белоруссии ответили на данные о роли КГБ в посадке самолета Ryanair
Статья газеты New York Times о том, что угроза взрыва на борту лайнера авиакомпании Ryanair с бывшим главным редактором Telegram-канала Nexta Романом Протасевичем была заведомо ложной является информационным вбросом.
С таким заявлением выступил директор департамента по авиации белорусского Минтранса Артем Сикорский, передает БелТА.
«Информация, появившаяся в New York Times, в первую очередь рассчитана на обычного обывателя, на общественность, на тех, кто не знает специфики гражданской авиации. Для нас как для профессионалов эта информация несодержательная и даже нелепая», — сказал Сикорский. Он привел несколько доводов в поддержку своих слов.
«Во-первых, в тот день, 23 мая, решение о посадке в Минске принималось командиром воздушного судна. Диспетчер по всем международным правилам и стандартам не может оказывать давление на принятие решения, особенно в условиях угрозы авиационной безопасности», — отметил чиновник. Второй довод — эта информация появилась в то время, когда Минск ждет от комиссии ICAO и польских властей объективных данных о переговорах внутри кабины самолета и летчиков с диспетчером в Вильнюсе.
«Продемонстрируйте, что мы оказывали какое-то давление, угрожали применением боевой авиации и т.д. Но этого нет. Мы еще 24 мая полностью опубликовали все переговоры между пилотом и диспетчером <...> Наши западные партнеры такую открытость не проявляли», — отметил директор департамента.
О том, что угроза на борту авиалайнера была заведомо ложной, рассказал газете The New York Times авиационный диспетчер минского аэропорта. По его словам, на диспетчерской вышке находился сотрудник КГБ, который взял вышку под контроль и постоянно докладывал о происходящем с самолетом.
По данным источников The New York Times, в Польше диспетчер дал показания, раскрыв детали произошедшего. Он рассказал, что угроза взрыва на борту лайнера была заведомо ложной, а экстренная посадка самолета была операцией по поимке Протасевича, организованной белорусской спецслужбой.
Директор Департамента национальной безопасности Польши Станислав Зарин заявил, что польским чиновникам, расследующим инцидент с Ryanair, удалось получить информацию от «прямого свидетеля событий на диспетчерской вышке в Минске». Самолет Boeing 737 был зарегистрирован в Польше, его эксплуатировал польский филиал авиакомпании.
По словам представителей европейских спецслужб, речь идет о диспетчере Олеге Галегове, который покинул Белоруссию в июле. NYT уточнила, что диспетчер уже покинул Польшу. Где он сейчас, не уточняется.
Совет Международной организации гражданской авиации (ICAO) отложил рассмотрение доклада о расследовании инцидента с бортом авиакомпании Ryanair до января 2022 года.