Падение режима Асада, 09 дек, 10:27

Reuters сообщил, что Турция полгода назад знала о планах повстанцев Сирии

Турция пыталась организовать диалог с Асадом, но тот не шел на контакт и Анкара не стала мешать повстанцам, выяснил Reuters. По его данным, правительственным танкам и самолетам не хватало топлива из-за коррупции и мародерства
Читать в полной версии
Фото: Mohamed Azakir / Reuters

Сирийские повстанцы не могли начать наступление, приведшее к крушению правления президента Башара Асада, не уведомив предварительно Турцию, пишет Reuters со ссылкой на источники среди дипломатов одной из стран региона и сирийской оппозиции. Материал называется «Как для сирийских повстанцев сошлись звезды для свержения Асада».

Турцию о планах крупного наступления предупредили за полгода и у повстанцев возникло ощущение, что та дала молчаливое согласие, рассказали агентству два собеседника, осведомленных о деталях планирования действий оппозиции.

В связи с заключенным в 2020 году перемирием между правительством Сирии и повстанцами власти Турции долгое время выступали против масштабного наступления из опасений появления новой волны беженцев. Но в начале 2024 года повстанцы заметили ужесточение позиции Анкары в отношении Асада, поскольку тот несколько раз отверг попытки турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана найти политическое решение замороженного конфликта, отмечает агентство.

После того как у Анкары не получилось наладить контакт с Дамаском, повстанцы показали турецкой стороне план своих действий и дали понять: «Этот «другой способ [решения ситуации]» не работает уже много лет, поэтому попробуйте наш. Вам не нужно ничего делать, просто не вмешивайтесь», объяснил собеседник Reuters.

Лидирующую роль в разработке плана взяла на себя «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ; террористическая организация, запрещена в России), выяснило агентство. Лидер Национальной коалиции сирийской оппозиции Хади аль-Бахра (ХТШ не входит в ее состав) рассказал Reuters: ХТШ планировала операцию вместе с повстанческой группировкой «Сирийская национальная армия» (СНА), стороны договорились «сотрудничать, а не конфликтовать друг с другом». С его слов, турецкие военные видели, что делали и обсуждали вооруженные группировки.

Попытки Эрдогана наладить контакт с Асадом провалились и Турция «знала, что что-то произойдет», сказал турецкий министр иностранных дел Хакан Фидан на выступлении в Дохе. Однако, как уточнил его заместитель Нух Йылмаз в Бахрейне, страна не стояла за наступлением и не давала своего согласия, а обеспокоена насчет стабильности в регионе.

МИД Турции не дал официальный ответ на запросы Reuters, но турецкий чиновник на условиях анонимности заявил: ХТШ «не получает от нас приказов или указаний, также не координирует с нами свои операции». Как он подчеркнул, «в этом смысле» было бы неверно утверждать, будто Турция давала свое согласие. Эрдоган 7 декабря говорил, что Турция не покушается на чужие территории.

Объясняя причины столь стремительного поражения правительства Сирии (между началом наступления повстанцев и падением столицы прошло менее двух недель), Reuters ссылается на источник в сирийском правительстве. С его слов, танки и самолеты остались без топлива из-за мародерства и коррупции, а моральный дух в армии за последние два года значительно снизился.

Следующим фактором стали другие конфликты, в которых участвовали союзники Сирии — Россия, Иран и ливанская группировка «Хезболла», отмечает агентство. По его данным, «Хезболла» за последний год вывела из республики многих элитных бойцов для войны с Израилем, а тот сильно ослабил группировку с помощью множества авиаударов, это обстоятельство стало ценной возможностью для повстанцев. «Мы просто хотели честной борьбы между нами и режимом», — признал ее собеседник в рядах повстанцев.

Турция стала влиятельнейшим внешним игроком в Сирии благодаря дислоцированным войскам и связями с командованием повстанцев, отмечает Reuters.

Башар Асад в выходные ушел в отставку с поста президента и получил в России убежище вместе с семьей.

По словам собеседника ТАСС и «РИА Новости» в Кремле, лидеры вооруженной оппозиции гарантировали России безопасность военных баз и дипломатических учреждений в Сирии. «Данный вопрос не в моей компетенции, это будет решаться в грядущий период новыми властями», — сказал сирийский премьер Мухаммед Гази аль-Джаляли на вопрос о будущем российских баз в Тартусе и Хмеймиме.

Читайте РБК в Telegram.

Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple