Политика, 10 июл 2017, 00:06

Эксперты Кудрина рассказали о кризисе и «фрустрации» большинства партий

Большинство партий тяжело пережили выборы 2016 года и остались без ресурсов, поэтому оставленное ими политическое пространство сейчас осваивает оппозиция, говорится в докладе Комитета гражданских инициатив
Читать в полной версии
(Фото: Сергей Гритс / AP)

Партийный кризис

После выборов 2016 года большинство российских партий оказалось в тяжелом положении, без человеческих, финансовых и эмоциональных ресурсов, и погрузилось в «психологическую и организационную фрустрацию». Поэтому сейчас «Единая Россия» смотрится на этом фоне как информационный монополист. К такому выводу пришли эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) экс-министра финансов Алексея Кудрина. Доклад КГИ «Особенности предварительного отбора партиями кандидатов на российских выборах 2017 года», подготовленный экспертной группой под руководством Александра Кынева, есть в распоряжении РБК.

Партия власти широко осветила свое предварительное внутрипартийное голосование. В связи с этим праймериз «Единой России» стали самым главным событием в начале избирательной кампании 2017 года, считают эксперты. При этом у процедуры праймериз в «Единой России» есть и определенные риски: в некоторых регионах партия предпочла выдвинуть «более удобных, но более слабых» кандидатов и это может серьезно сократить ее электоральные возможности, говорится в докладе. Кроме того, праймериз показали внутренние противоречия в партии: «Сама «Единая Россия» во многих регионах не является партией в традиционном понимании этого слова, а широким и пестрым ситуативным конгломератом различных элитных групп и персоналий, взгляды которых на многие вопросы диаметрально расходятся».

Другие партии, и это один из признаков их кризисного положения, отказались проводить праймериз. Речь идет о КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», «Яблоке» и некоторых других. «Никаких голосований с участием беспартийных избирателей ими не проводилось, а выдвигаемые инициативы носили скорее PR-характер и на практике фактически не влияли на процесс формирования списков кандидатов», — говорится в докладе. Только на московских муниципальных выборах партии предлагают избирателям массово поучаствовать в отборе кандидатов, в других регионах такой активности почти нет.

В партиях с критикой не согласны. Депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов заявил РБК, что в его партии праймериз прошли еще до предварительного голосования «Единой России», но «в другой форме». «Просто праймериз — это дорого, и не все партии готовы тратить на это миллионы, как «Единая Россия», — пояснил он. «В КПРФ и не предусмотрены праймериз, как в «Единой России», — сказал РБК глава московского отделения коммунистов Андрей Клычков. — Партия власти использует административный ресурс, здания школ, а мы не хотим и не имеем возможности пользоваться таким ресурсом, поэтому праймериз проводим в альтернативной форме [обсуждения списка кандидатов]».

Оппозиция против партий

Негативный контраст с «анабиозом» партий представляет активность оппозиции. Так, основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный, объявив о своем участии в президентской кампании, вызвал «отток активистов из ряда формально существующих отделений политических партий», в частности из «Яблока» в Тверской и Томской областях. Ему также удалось провести массовые акции 26 марта и 12 июня.

«Формально к выборам сентября 2017 [года] кампания Навального не имеет отношения, однако может оказывать влияние на дополнительную политизацию ситуации в конкретных регионах, усиление общественно-политической активности как таковой, возможности вести к возникновению отдельных политических скандалов и повышая общий уровень политизации», — говорится в докладе. К такому же результату в некоторых регионах привела и работа отделений «Открытой России» Михаила Ходорковского, считают эксперты.

Российские партии действительно переживают кризис, отмечает политолог Николай Миронов: партии деградировали, они «теряют электорат и влияние, слабеют внутренне, из них вымываются кадры, уходят спонсоры». «Поле, оставшееся от партий, частично занимает «Единая Россия», частично — несистемная оппозиция, частично оно просто свободно», — пояснил он РБК. Негативное последствие думских выборов для партий переоценено, не соглашается политолог Аббас Галлямов: «Главные проблемы системной оппозиции связаны не с думскими выборами, а с Крымом. Обострение противостояния с внешним миром привело к консолидации ранее оппозиционных избирателей вокруг власти».

В начале июля социологи Левада-центра сообщили о резком росте популярности «Единой России» по сравнению с прошлым годом и об ухудшении рейтинга других партий. Эксперты объясняли, что это связано с застоем после кампании 2016 года.

Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
Выборы в Индии могут ударить по ценам на золото. Что будет с рынком
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Китай резко снизил поставки техники в Россию. Что мешает справиться самим
Pro
Взлом в Dropbox: что утекло и что нужно делать пользователям прямо сейчас