Политика, 10 окт 2014, 01:00

ВЦИОМ подсчитал число вовлеченных в общественную жизнь россиян

Россияне почти не участвуют в деятельности общественных организаций и редко получают их помощь, констатирует опрос ВЦИОМ. Навык участия в них был выбит в советское время, и даже сейчас помощь волонтеров воспринимается массовым сознанием как помощь государства, говорят эксперты
Читать в полной версии
(Фото: РИА Новости)

Менее 15% россиян участвовали в деятельности общественных организаций в течение последних двух-трех лет, гласят результаты опроса ВЦИОМ. По 6% помогали им деньгами и принимали участие в проводимых общественными организациями мероприятиях, 5% – работали в качестве волонтеров, по 2% – работали в них в качестве оплачиваемых работников или распространяли о них информацию.

По американским или европейским меркам эти цифры невелики, констатирует гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. В СССР общественные организации находились под партийным контролем, а навык негосударствленной общественной деятельности душился, в современной же России традиция участия в подобной деятельности пока не возникла, говорит он. В то же время динамика положительная, в 1990-е люди были заняты другими вещами, добавляет социолог.

Люди часто забывают, что участвуют в профсоюзах, которые тоже являются общественными организациями, если бы социологи напоминали об этом, цифры были бы выше, говорит член Совета по правам человека при президенте Андрей Юров. В то же время участие в волонтерской работе, такой как тушение пожаров или помощь Крымску, часто не воспринимается ими как участие в деятельности именно общественных организаций, они считают, что для этого нужно прийти в какой-то офис и там что-то делать, добавляет он.

Даже эти цифры завышены, если бы реальный уровень участия россиян в общественных организациях достигал 15%, это был бы уровень развитой европейской демократии, считает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. Респонденты могут ответить, что поучаствовали, даже один раз выполнив какое-нибудь формальное действие, добавляет он. Больших стимулов преувеличивать свое участие в общественных организациях у респондентов нет, это не опрос о том, выходят ли люди на субботник, возражает Федоров. Кроме того, здесь учитывается и участие и в жизни религиозных общин, и участие в спортивных и подобных организациях, добавляет он.

84% опрошенных сказали, что никак не участовали в деятельности общественных организаций. Около трети из них (31%, вопрос задавался тем, кто не участвовал в работе общественников, не более двух ответов) говорят, что им это в принципе не интересно. Еще почти четверть (23%) пожаловались на отсутствие возможности помогать из-за здоровья или материальных возможностей, каждый седьмой (15%) ссылается на отсутствие информации о работе общественников. Об отсутствии организаций, деятельность которых была бы интересна, говорят 14% респондентов, об опасении, что помощь может не принести пользу – 12%, о сомнениях в честности и эффективности существующих организаций – 10%. 4% считают, что общественные проблемы должно решать только государство.

Уже сейчас помогает или готов помогать общественным организациям каждый десятый (11%), каждый пятый готов на участие в подобной работе при условии оплаты или признания со стороны государства (21%). Чаще других о готовности помогать говорят респонденты с высшим образованием (16 и 24% соответственно). Две трети россиян (63%) помогать общественным организациям не готовы.

Общественные организации помогали только каждому десятому россиянину (11%) – 3% получили от них деньги, еще 8% – помощь в другой форме. С одной стороны, не все общественные организации специализируются на оказании помощи, а из тех что занимаются – не все эффективны, с другой – в малом количестве реципиентов помощи заложена и малая популярность общественных организаций, говорит Федоров. В то же время люди часто не знают, что получают помощь от общественных организаций, принимая ее за помощь от государства, говорит Юров.

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим