Зачем Австралия запустила американскую крылатую ракету «Томагавк»
Согласно заявлению Канберры, происходит укрепление военно-политического альянса с СШАЗачем Австралия запустила «Томагавк»
Военно-морской флот (ВМФ) Австралии запустил американскую крылатую ракету «Томагавк», сообщило 10 декабря Минобороны страны. Она была выпущена у западного побережья США с австралийского эсминца Brisbane класса «Хобарт». Австралия стала третьей страной после США и Великобритании, которая располагает такими ракетами и может использовать их.
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
«Успешный испытательный запуск «Томагавка» демонстрирует прочность нашего альянса и оборонного сотрудничества с Соединенными Штатами в поддержку мирного, стабильного и процветающего региона», — заявил министр обороны Австралии Ричард Марлз.
В Канберре обращают внимание, что этот запуск последовал за двумя другими ракетными пусками, которые произошли летом: в июле на Гавайях в рамках международных военно-морских учений стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) RIMPAC, которые проходят под эгидой США, ВМФ Австралии запустил норвежскую противокорабельную ракету NSM (Naval Strike Missile); в августе на тех же Гавайях в рамках учений «Тихоокеанский дракон» (Pacific Dragon) Австралия применила американскую ракету SM-6 (Standard Missile 6), которая используется для противоракетной, противовоздушной и противокорабельной обороны.
Как подчеркнули в Минобороны Австралии, этими пусками правительство премьера Энтони Альбанезе стремится показать, насколько быстро оно повышает поражающую способность своего надводного боевого флота. В планах Австралии — приобрести у США 200 «Томагавков» на общую сумму $1,3 млрд, чтобы развернуть их на трех своих эсминцах класса «Хобарт», а также на атомных подлодках типа «Вирджиния», которые она получит от США в начале 2030-х годов, и строящихся сейчас фрегатах класса «Хантер».
«Томагавк» — это жемчужина в короне и шаг вперед в развитии нашей огневой мощи, сдерживании и способности поражать наземные цели на дальностях, которые ранее не были доступны Королевскому австралийскому флоту», — заявил министр оборонной промышленности Австралии Пэт Конрой и уточнил, что приобретение этих ракет, а также NSM и SM-6 происходит на несколько лет раньше, чем планировалось.
«Томагавк» (Tomahawk) — семейство американских дозвуковых крылатых ракет средней дальности (от 1,25 тыс. до 2,5 тыс. км), которые можно запускать с кораблей и подводных лодок. Могут нести как обычные, так и ядерные боеголовки. Военно-морские силы (ВМС) США начали разрабатывать их в 1972 году для полета на малых высотах (это затрудняет их обнаружение) с использованием специальных систем наведения, которые позволяют маневрировать, огибая наземный рельеф. Находятся на вооружении США с 1983 года. Первое боевое применение — в 1991 году, во время войны в Персидском заливе. При операции «Буря в пустыне» США использовали их для поражения иракских целей.
Существует четыре модификации ракеты. Версия Block I включает разные виды ракет для наземных целей TLAM (Tomahawk Land Attack Missile) и противокорабельные TASM (Tomahawk Anti-Ship Missile). В Block II входят ракеты TLAM-C для атаки укрепленных позиций и TLAM-D для ударов по «мягким» целям (например, по самолетам и скоплениям войск). В модификации Block III используется электроника, которая позволяет проводить скоординированные атаки. Последняя версия Block IV может находиться в полете в течение нескольких часов; у нее двусторонний канал передачи данных для получения обновленной информации и корректировки курса. В 2020 году ВМС США начали пересертификацию Block IV, чтобы продлить срок ее службы на 15 лет и создать новую модернизированную серию Block V.
Приобрести у США «Томагавки» планирует и Япония — в начале 2024 года страны заключили контракт, согласно которому с 2025 по 2027 год Токио за $1,7 млрд получит от Вашингтона 400 таких ракет. «В мире увеличивается число операторов крылатых ракет большой дальности, и ограничения, скажем, связанные с Режимом контроля за ракетной технологией (РКРТ — неформальное объединение 35 стран в целях нераспространения ракетного оружия, которое вырабатывает ориентиры для контроля над экспортом таких технологий. — РБК), если не игнорируются, то творчески обходятся, — сказал РБК научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович. — Австралия, равно как и другие союзники и партнеры США, постепенно получает потенциал стратегического неядерного оружия и становится важным элементом в общей конструкции американского интегрированного сдерживания».
Как запуск «Томагавка» связан с партнерством AUKUS
Свои вооруженные силы Канберра укрепляет в соответствии с принятой в 2024 году Стратегией национальной обороны, согласно которой Австралия сейчас столкнулась с самой сложной стратегической обстановкой со времен Второй мировой войны. Ее характеризует «усиливающаяся стратегическая конкуренция» между США и Китаем, которая сопровождается «беспрецедентным наращиванием военного потенциала» в регионе. В документе также упоминают «неспровоцированное, незаконное и безнравственное вторжение» России на Украину и поддержку Ираном ХАМАС и других прокси — австралийские власти считают это «примерами того, как ревизионистские государства продолжают оспаривать правила и нормы, которые так важны» для интересов и безопасности АТР. «Хотя крупный конфликт не является неизбежным, эта новая реальность делает отстаивание интересов Австралии более сложным», — утверждается в документе.
Научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Ермаков связывает модернизацию ВМФ Австралии с «выстраиванием и вооружением антикитайского блока во главе с США», который политически оформлен в том числе и как партнерство AUKUS. «Хотя концентрироваться на этом договоре принципиального смысла нет — военно-политическое сотрудничество США с Великобританией и Австралией в принципе очень тесное исторически, — пояснил РБК эксперт. — Это наиболее близкие Вашингтону страны: они, в частности, участвовали во вторжении США в Ирак в 2003 году, в то время как континентальные европейцы относились к нему скептически».
AUKUS — трехсторонний оборонный альянс Австралии, Великобритании и США в Индо-Тихоокеанском регионе. Создан в сентябре 2021 года. Аббревиатура AUKUS расшифровывается по первым буквам названий стран-участниц (Australia, United Kingdom, United States). Договор предусматривает оснащение австралийских военно-морских сил новейшими ударными атомными подводными лодками и углубление военно-технического сотрудничества трех стран.
США, в частности, обязались передать Австралии технологии создания атомных подводных лодок (АПЛ) SSN-AUKUS, чтобы та смогла построить на верфях в Аделаиде не менее восьми таких кораблей (первые поступят на вооружение к 2036 году). Проект оценивается в $368 млрд, а на его реализацию уйдет около 30 лет. Также Вашингтон пообещал Австралии крылатые ракеты «Томагавк» для эсминцев «Хобарт», ракеты JASSM и LRASM для самолетов F/A-18 и F-35 и ракеты наземного базирования с дальностью более 400 км. Канберра, в свою очередь, обязалась инвестировать в создание гиперзвуковых ракет для систем ПВО и высокоточных средств для поражения наземных целей.
Возвращение в Белый дом Дональда Трампа ставит вопрос, что будет с партнерством AUKUS, — это одна из немногих тем, о которой республиканец публично ничего не говорил, и потому Лондон и Канберра сейчас пытаются выяснить, что он будет делать с договором эпохи Джо Байдена, отмечает Politico. По информации издания, британское правительство всерьез опасается, что Трамп эту сделку пересмотрит или по крайней мере изменит сроки ее выполнения, поскольку она потребует временного сокращения ВМФ США, что новый президент может расценить как оскорбление его идеологии «Америка прежде всего». Вместе с тем Лондон рассчитывает, что Трамп все же поддержит этот проект — «очевидный, хоть и не высказанный вызов Китаю».
Ермаков считает надуманными опасения по поводу ревизии AUKUS, которую может предпринять администрация Трампа. «Он может плохо относиться к второстепенным или посторонним для США «фронтам», но противостояние с Пекином для него центральная тема. Да и австралийцы не нахлебники — на них американская военная машина не тратится», — отметил эксперт.
Стефанович, однако, не исключает некоторого пересмотра договоренностей в рамках AUKUS. «С АПЛ действительно могут быть проблемы, так как в США звучат голоса о том, что «самим не хватает», — поясняет он. — Возможно, проект будет скорректирован и вместо американских «Вирджиний» Австралия получит уже новые совместно разработанные SSN-AUKUS. Однако с учетом важности противоборства с Китаем для любого хозяина Белого дома, думаю, здесь скорее будет идти речь о «повышении взносов», разделении финансовой и в целом ресурсной нагрузки. Грубо говоря, получение АПЛ Австралией потребует от нее больших расходов».