Правозащитников вызовут на допрос из-за «вмешательства» в дело Немцова
О том, что журналист «Московского комсомольца» Меркачева и член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Бабушкин в ближайшее время будут вызваны на допросы, сообщается на сайте СКР. В сообщении отмечается, что посещение Дадаева правозащитниками было организовано «исключительно для выяснения условий его (Дадаева) содержания». Меркачева и Бабушкин, указывает СКР, «стали интересоваться материалами уголовного дела, таким образом нарушив не только установленные правила, но и закон». В ходе допросов Меркачевой и Бабушкина следователи планируют установить «мотивы, которыми они руководствовались, подробно интересуясь обстоятельствами уголовного дела и публикуя их в СМИ».
Бабушкин заявил РБК, что все было в рамках действующего закона. «Мы не вмешивались, посетили людей, увидели и рассказали, какие в отношении них были проведены противоправные действия», – сказал он.
«Все обвинения абсурдны и надуманы и направлены на парализацию работы правозащитников, чтоб не допускать их к задержанным. В таком случае ни о каком честном расследовании говорить будет нельзя», – заявила Меркачева РБК. Пока Меркачеву не вызывали на допрос, но если это произойдет, она пойдет туда с адвокатом «Московского комсомольца».
Руководитель правозащитной организации «Комитет против пыток», член СПЧ Игорь Каляпин также называет обвинение СКР в адрес правозащитников абсурдным. «Я получил справку Бабушкина еще ночью и не вижу в ней никаких попыток воспрепятствовать расследованию. Как грамотный правозащитник он не утверждает, что были пытки, он пишет, что арестованные сообщили ему, что их избивали, и это сообщение нуждается в проверке. Как члены ОНК Бабушкин и Меркачева выполнили свою задачу – сообщили о преступлении, и это по закону не является никакой тайной, имеющей отношение к расследованию», – объясняет Каляпин. По его словам и опыту, в резонансных делах следователи не решаются мешать правозащитникам работать. «Я не сталкивался с применением этой статьи, у нас вообще нет практики привлечения по ней. Но когда у следствия плохо с доказательствами или оперативные сотрудники незаконно их добывали, такая истерика может случиться. Видимо, следователь по делу считает, что ему дан карт-бланш», – рассуждает правозащитник.
Официальный представитель СКР Владимир Маркин сказал РБК, что пока неизвестно, когда правозащитников Бабушкина и Меркачеву вызовут на допросы в СКР. «Я не знаю этого, так как, в отличие от них, не вмешиваюсь в ход следствия», – пояснил Маркин.
Журналист «Московского комсомольца» Меркачева, которая является координатором социальной сети Gulagu.net, зампредом Общественной наблюдательной комиссии (ОНК), посетила Заура Дадаева в СИЗО «Лефортово» 10 марта. Дадаеву предъявлены обвинения по делу об убийстве Бориса Немцова, сразу после задержания 7 марта он дал признательные показания. Корреспонденту «Московского комсомольца» он заявил, что признался, чтобы спасти своего друга и бывшего подчиненного Руслана Юсупова, который в момент задержания находился рядом с ним. «Думал, его спасу, и меня до Москвы довезут живого. А то бы случилось со мной то же, что с Шавановым. Он ведь якобы подорвался на гранате…» – сказал Дадаев Меркачевой.
Вместе с Меркачевой Дадаева, а также Шагида и Анзора Губашевых, посетил член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин. После этого он отправил письмо на имя главы СПЧ Михаила Федотова, в котором потребовал провести проверку сообщений о применении пыток к задержанным по делу об убийстве Немцова. Бабушкин отметил, что у нескольких фигурантов дела есть телесные повреждения – следы на запястьях и ссадины на ногах у Дадаева и на носу у Губашева. По словам Бабушкина, все трое рассказывали, что их сильно избивали.
«Более трех лет у нас работает федеральная горячая линия, – рассказал РБК руководитель правозащитного проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин. – И каждый день на горячую линию поступает от одной до пяти жалоб ежедневно: в первую очередь, на жестокое обращение в СИЗО и пытки при следствии. Мы отправляем письма в УСБ ФСБ, ФСИН и Генеральную прокуратуру. Последний вопиющий случай – заключенный СИЗО Новосибирска Кенан Джалилов: 8 сентября 2014 год в его камеру завели девятерых криминальных авторитетов, которые избили Джалилова и проломили ему голову в нескольких местах. Джалилова в состоянии комы увезли в больницу, а начальник СИЗО сфальсифицировал бумаги о том, что Джалилов якобы упал со второго яруса койки. И только после наших обращений началась шумиха и в отношении начальника СИЗО открыли уголовное дело».
В деле двое обвиняемых (Заур Дадаев и Анзор Губашев, арестованы до 28 апреля) и трое подозреваемых (Шагит Губашев, Темирлан Эскерханов и Хамзат Бахаев, под арестом до 7–8 мая).
Борис Немцов был убит поздно вечером на 27 февраля на Москворецком мосту, когда возвращался домой вместе со своей спутницей Анной Дурицкой. Убийца выстрелил в политика шесть раз, четыре пули попали в Немцова, в результате он умер на месте. Киллер скрылся с места преступления, предположительно, на автомобиле ZAZ Chance серого цвета.