Политика, 11 мар 2023, 14:59

Reuters узнал о беспокойстве США усилением роли Китая в Персидском заливе

Тегеран и Эр-Рияд восстановили дипотношения благодаря усилиям Китая, в то время как США не принимали участия в процессе, пишет Reuters. По данным агентства, это свидетельствует о возросшей роли Пекина в Персидском заливе
Читать в полной версии
(Фото: Xin Hua / XinHua / Global Look Press)

После восстановления дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией у США появился шанс «обуздать» ядерную сделку с Тегераном и прекратить войну в Йемене, однако роль Китая в качестве посредника беспокоит Вашингтон, пишет Reuters.

Агентство напоминает, что договоренности о нормализации отношений Тегеран и Эр-Рияд достигли при посредничестве председателя КНР Си Цзиньпина, в то время как США не принимали непосредственного участия в процессе, хотя и являются ближайшим союзником Саудовской Аравии в регионе. «Отношения между США и Китаем остаются весьма спорными по самым разным вопросам, от торговли до шпионажа, и две державы все чаще соревнуются за влияние в частях мира, далеких от их собственных границ», — пишет Reuters.

По данным агентства, Вашингтон старается преуменьшить роль Китая в сделке между Ираном и Саудовской Аравией, настаивая, что именно политика «эффективного сдерживания» Эр-Рияда привела Тегеран к столу переговоров. Однако бывший специальный посланник США при ООН Джеффри Фелтман сообщил Reuters, что именно семилетняя работа Пекина привела к заключению соглашения. «Это будет истолковано, вероятно, как пощечина администрации [президента США Джо] Байдена и как свидетельство того, что Китай является восходящей державой», — отметил он.

Как рассказал агентству старший научный сотрудник Института Ближнего Востока Брайан Катулис, возобновление дипотношений между крупнейшими экономиками региона предполагает «новый возможный путь» для возобновления ядерной сделки с Ираном, в которой заинтересованы США, Израиль и Саудовская Аравия. В то же время бывший посол США в Йемене Джеральд Фирестейн отметил, что Эр-Рияд «не пошел бы на это, не получив чего-то».

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби ранее говорил, что США следят за растущим китайским влиянием по всему миру, «будь то в Африке или Латинской Америке», напоминает Reuters. «Мы, безусловно, продолжаем наблюдать за тем, как Китай пытается завоевать влияние и закрепиться в других частях мира в своих корыстных интересах», — цитирует агентство Кирби.

Тем не менее участие Пекина в сделке между Ираном и Саудовской Аравией свидетельствует о растущей мощи и влиянии Китая, что одновременно говорит о сокращении глобального присутствия США, сказал специалист вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Джон Альтерман. «Не очень тонкий сигнал, который посылает Китай, заключается в том, что, хотя Соединенные Штаты и являются преобладающей военной силой в Персидском заливе, Китай наращивает мощное дипломатическое присутствие», — отметил он.

The New York Times пишет, что, обращаясь к Пекину в качестве посредника, Иран «возвышает Китай в регионе и стремится избежать изоляции, навязанной Вашингтоном». В то же время представители администрации президента США говорят, что Иран находится под реальным давлением и страдает от серьезных экономических проблем из-за американских санкций, указывает газета. «Это последнее напоминание о том, что конкуренция выходит на глобальную арену. Он [Китай] никоим образом не ограничивается Индо-Тихоокеанским регионом, как и не ограничивается исключительно вопросами экономики, безопасности или дипломатии», — сообщила NYT вице-президент Центра американского прогресса Мара Рудман.

Газета также отмечает, что влияние США в регионе начало падать в 2015 году, когда Россия направила свои силы на помощь главе Сирии Башару Асаду и закрепилась в регионе. Китай также продолжает строить свои военные базы, «стремясь к энергетическим ресурсам и влиянию за пределами Азии», отмечает NYT. «Решение вмешаться в конфликт между Саудовской Аравией и Ираном ясно показывает, что есть еще один игрок, с которым нужно считаться», — заключили авторы статьи.

Саудовская Аравия и Иран разорвали дипотношения в 2016 году. Этому предшествовала казнь в Саудовской Аравии 47 осужденных за причастность к терроризму, среди которых был представитель шиитского меньшинства страны шейх Нимр аль-Нимр. Казнь проповедника вызвала возмущение в шиитских странах, в том числе в Иране.

Верховный лидер страны аятолла Али Хаменеи тогда заявил, что правителей Саудовской Аравии настигнет кара. Затем Министерства иностранных дел Ирана и Саудовской Аравии направили друг другу официальный протест и выслали послов. Также после казни проповедника иранские протестующие напали на саудовскую дипмиссию в Иране.

Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Правильный выбор IT-архитектуры сделал Netflix лидером. Что важно учесть
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Почему рынок дата-центров быстро растет и не грозит ли ему крах