Политика, 11 апр 2022, 15:06

Почему Ле Пен снова почти догнала Макрона на выборах

Как кандидаты повторили сценарий выборов пятилетней давности и за счет чего могут усилить позиции
Результаты первого тура президентских выборов во Франции не стали сюрпризом: во второй тур вышли действующий глава государства и Марин Ле Пен. Каковы перспективы переизбрания Эмманюэля Макрона — в материале РБК
Читать в полной версии
Фото: Francois Mori / AP

Как фавориты прошли первый тур

Первый тур выборов президента Франции, прошедший 10 апреля, не преподнес больших сюрпризов: согласно итоговым цифрам от МВД страны, действующий президент Эмманюэль Макрон набрал 27,84%, его главный конкурент, председатель «Национального объединения» Марин Ле Пен, — более 23,15%. Эти цифры очень близки к тем, что показывали опросы общественного мнения за несколько дней до начала выборов. Оба политика ожидаемо проходят во второй тур, который намечен на 24 апреля. Третьим в гонке финишировал лидер крайне левой партии «Непокорившаяся Франция» Жан-Люк Меланшон почти с 22% голосов, что в два раза превышает предвыборный прогноз. Четвертую строчку занимает ультраправый публицист, лидер партии «Реконкиста» Эрик Земмур, который набрал 7%. Пятую — глава региона Иль-де-Франс, кандидат от консервативной партии «Республиканцы» Валери Пекресс с 4,8% голосов. Явка составила 72,09% (около 35,4 млн человек).

Итоги первого тура выборов, как и предсказывалось, во многом стали повторением событий 2017 года, когда Макрон и Ле Пен также прошли во второй тур. Первый перед этим набрал 24%, вторая — 21,3% голосов. В итоге Макрон одержал победу, набрав 66% голосов против 34% у Ле Пен. В этот раз, согласно политической модели издания The Economist, разрыв между претендентами на президентское кресло сократится и действующему главе государства удастся переизбраться с показателем 53% голосов против 47% у его конкурентки. Вероятность второго срока Макрона издание оценивает в 78%.

Как изменились политические предпочтения французов

Несмотря на то что шансы Макрона стать первым за последние 20 лет президентом Франции, переизбранным на второй срок, очень велики, результаты первого тура выборов показывают существенные изменения в политической картине по сравнению с 2017 годом. Макрон фактически становится единственным влиятельным центристом, которому предстоит противостоять радикально правым партиям, в то время как консервативные силы теряют свою былую популярность. Низкий показатель Пекресс (в два раза ниже прогнозов), при том что именно выходцы из «Республиканцев» Николя Саркози до прихода Макрона к власти были у руля страны, говорит о том, что «исторические партии» теряют электорат. О том же свидетельствуют результаты кандидата от Социалистической партии и мэра Парижа Анн Идальго (2% голосов) и Янника Жадо от «Зеленых» (4,4%). При этом тема защиты окружающей среды для французских избирателей в ходе текущего голосования была одной из наиболее приоритетных.

Тенденция ухода избирателей в левую или правую сторону свидетельствует об общей радикализации общества и усилении раскола по политическим взглядам. Как пишут Politico и Financial Times, результаты первого тура подтверждают гипотезу, что Франция вышла за рамки традиционного разделения на левых и правых, которое доминировало в послевоенной политике. Теперь страна встала на путь битвы антииммиграционных националистов, представленных Ле Пен, и проевропейских прогрессистов (к ним относят Макрона), открытых для глобализации.

Как кандидаты оценили первые итоги

Макрон в своей речи перед сторонниками напомнил, что выступает «за прогресс и открытость», и подчеркнул, что ему еще не гарантировано переизбрание. «Не заблуждайтесь, еще ничего не решено, и дебаты, которые у нас будут в ближайшие две недели, станут решающими для нашей страны и для Европы», — сказал французский лидер. Нельзя говорить, добавил он, что дела идут хорошо, когда «ультраправые во всех их формах представляют так много во Франции». Должна ли страна и дальше полагаться на науку, здравый смысл, компетентных профессионалов, как это было в последние пять лет, вопрошал Макрон. «Мы должны выйти и убедить людей (проголосовать за него. — РБК) с большим смирением и уважением к тем, кто не был на нашей стороне в этом первом раунде», — сказал он.

Ле Пен пообещала «стать президентом всех французов» и восстановить «процветание и величие» страны. По ее словам, второй тур станет «фундаментальным выбором между двумя противоположными взглядами на общество». Лидер «Национального объединения» также обвинила действующего президента в расколе французского общества и призвала присоединиться к ней «всех, кто не голосовал за Макрона».

В условиях, когда Ле Пен впервые за три избирательные кампании находится так близко от возможности стать президентом Франции (ее отец и основатель «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пен в 2002 году был разгромлен Жаком Шираком, получившим 82% голосов), решающее значение для нее будет иметь расширение электоральной базы и привлечение тех, кто голосовал за другие партии. Пока к поддержке основной конкурентки Макрона открыто призвал лишь Земмур, который еще прошлогодней зимой считался одним из наиболее серьезных ее противников.

Многое будет зависеть от голосования сторонников Меланшона, который уже высказался против главы «Национального объединения». «Ни единого голоса Марин Ле Пен!» — сказал он своим избирателям. Несмотря на призыв и тот факт, что в 2017 году избиратели левых взглядов поддержали Макрона, в этот раз, как показывают опросы, часть электората может проголосовать за Ле Пен из принципа, поскольку они недовольны политикой действующего президента.

Меланшон стал не единственным политиком, кто призвал своих сторонников бойкотировать Ле Пен. Пекресс напомнила о давних связях основной соперницы Макрона с российским президентом Владимиром Путиным, которые ту лишь «дискредитируют». «Ее избрание будет означать, что Франция потеряет свою значимость на европейской и международной арене. Поэтому, несмотря на мое сильное несогласие с Макроном, <...> я буду голосовать за него, чтобы остановить Марин Ле Пен», — сказала Пекресс. Окончательный расклад сил перед вторым туром голосования будет ясен после финальных дебатов Макрона и Ле Пен, намеченных на 20 апреля.

Почему западные политики боятся победы Ле Пен

Итоги первого тура президентских выборов во Франции привлекли внимание как Брюсселя, так и Вашингтона, отмечает Politico. Возможный приход Ле Пен к власти сравнивается с избранием Дональда Трампа президентом США и с Brexit. Причина обеспокоенности в том, что она неоднократно высказывала взгляды, противоречащие ценностям ЕС и НАТО. Это, как и связи с Путиным, от которых, впрочем, француженка открестилась после начала российской спецоперации на Украине, может поставить под сомнение роль Парижа в коллективных усилиях Запада по противостоянию России.

Если Ле Пен удастся обойти Макрона во втором туре, это потенциально может нанести фатальный ущерб функционированию ЕС, продолжает Politico. Несмотря на отказ «Национального объединения» от идеи выхода из ЕС, Шенгенской зоны и еврозоны, Ле Пен в целом остается евроскептиком. Политик по-прежнему обещает сократить вклад Франции в ЕС и предлагает активизировать взаимодействие с такими странами, как Венгрия и Польша, где у руля стоят ее единомышленники. Предвыборная программа Ле Пен также содержит ряд принципов, которые идут вразрез с идеей ЕС о свободном передвижении. В частности, это возрождение процедуры проверки ввозимых во Францию товаров из Евросоюза и увеличение числа пограничников для борьбы с мошенничеством. Соглашение о Шенгенской зоне Ле Пен предлагает упростить, заменив облегченным визовым режимом для европейцев. Из-за этого ее планы по трансформации Франции нередко называют Frexit по аналогии с Brexit.

Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
Почему предпринимателям в России так сложно дается цифровизация бизнеса
Pro
«Не откладывать решение». Что происходит с рынком вторичного жилья России
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент