Следователь Карпов связал расследование о семье Чайки с Браудером
По информации «Коммерсанта», следователь по делу юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского Павел Карпов подготовил заявление в правоохранительные органы, в котором указывает на связь публикации расследования Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) о бизнесе сыновей генпрокурора Юрия Чайки и находящегося в розыске директора Hermitage Capital Уильяма Браудера.
В своем заявлении Карпов просит провести проверку и дать процессуальную оценку действиям Алексея Навального, которые, по его мнению, «не направлены на установление объективных обстоятельств и борьбу с коррупцией».
Бывший следователь указывает, что Навальный и Браудер «воздействуют на сознание и волю людей с целью дискредитации представителей власти». Карпов в качестве доказательства связи ФБК с Уильямом Браудером называет «активное участие Навального» в «рекламе и распространении» роликов «Каста неприкасаемых» (фильм о деле Сергея Магнитского), подготовленных Браудером.
Карпов также отмечает, что расследование ФБК о бизнесе сыновей генпрокурора Юрия Чайки было опубликовано после обысков у юристов на Кипре, проведенных в присутствии следователей МВД России местной полицией в рамках уголовного дела о незаконном приобретении Браудером акций «Газпрома», оцениваемых в 5,4 млрд руб. После публикации ФБК МВД не получило с Кипра запрошенных документов по делу, отмечает «Коммерсантъ».
Пресс-секретарь ФБК Кира Ярмыш заявила изданию, что Уильям Браудер не является заказчиком фильма о генпрокуроре «и не передавал сведения, которые в нем прозвучали». «Заказчиком фильма являются жертвователи нашего фонда, а все сведения взяты из открытых источников», — подчеркнула она.
В июле 2013 года Уильям Браудер, как и умерший в СИЗО в 2009 году юрист Hermitage Capital Сергей Магнитский, был признан виновным в неуплате налогов. Глава британского фонда был осужден на девять лет колонии, после чего объявлен российским МВД в международный розыск. Ранее Интерпол отказался помогать России в розыске и аресте Браудера. Решение было принято в соответствии с рекомендацией независимой комиссии по контролю за документацией Интерпола. Его руководство пришло к заключению, что дело в отношении Браудера носит «преимущественно политический характер».
В августе этого года «Коммерсантъ» узнал, что Уильяму Браудеру планируют предъявить новые заочные обвинения в России. Имелось в виду дело о преднамеренном банкротстве и незаконном выводе через английский банк HSBC активов компании «Дальняя степь», генеральным директором которой был Браудер. Среди активов, выведенных из компании, более 37,5 млн акций «Газпрома», при этом 1 млн акций пропали. Пострадавшей стороной в новом деле выступила Федеральная налоговая служба.
1 декабря ФБК опубликовал расследование, посвященное бизнесу сыновей генпрокурора России Артема и Игоря Чаек. Сам Чайка назвал это расследование «заказным» и «лживым», заявив, что ему известно, кто за этим стоит, но имени не назвал. Позже с более подробными комментариями по делу Чайки выступил Кремль. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле знали о бизнесе сыновей генпрокурора еще летом, но интереса эти данные не вызвали. Председатель правительства Дмитрий Медведев заявил в ходе интервью в среду, что публикации «не всегда результат объективного расследования» и проверкой должны заниматься правоохранительные органы.
С альтернативным мнением из парламентариев и чиновников выступил лишь первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Иосиф Кобзон. Он заявил, что Чайка должен уйти в отставку, если обвинения в адрес его семьи подтвердятся. За Чайкой «стоит закон, за ним стоит право, которое он должен соблюдать и охранять», пояснил Кобзон. И подчеркнул, что будет добиваться расследования изложенных в публикации ФБК фактов.