Политика, 12 янв 2015, 01:36

Марш единства и разногласия: как мир отреагировал на парижские убийства

В воскресенье в Париже прошел Марш единства в память о жертвах терактов 7-9 января - нападения террористов на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo и на кошерный супермаркет. В марше приняли участие более миллиона человек. Официальная Москва резко осудила теракты, а Совет муфтиев России и президент Чечни Рамзан Кадыров призвали не снимать ответственность с погибших.
Читать в полной версии
(Фото: AP)

Всемирная солидарность​

Принять участие в Марше единства всех сочувствующих пригласил президент Франции Франсуа Олланд. Организовывали шествие, также называемое Республиканским маршем, политические партии во главе с президентской Партией социалистов и оппозиционным ей Союзом за национальное движение экс-президента Николя Саркози. На приглашение Олланда откликнулись лидеры почти 40 европейских и мусульманских стран. На марш вышли канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, президент Украины Петр Порошенко, премьер Израиля Беньямин Нетаньяху, председатель Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас, король Иордании Абдалла II, премьер-министр Турции Ахмед Давутоглу и другие. Российскую делегацию возглавил министр иностранных дел Сергей Лавров. «Париж  сегодня столица мира. Вся наша страна поднимется и покажет свою лучшую сторону», - заявил собравшимся  президент Олланд (цитата по Reuters). Всего во Франции на манифестации вышли больше 2, 5 миллионов человек – практически во всех городах страны.  К французам присоединялись жители Берлина( по данным Le Monde на улицы города вышли 18 тысяч человек), Венеции, Хельсинки, Стокгольма, Дублина, Иерусалима,  а в Лондоне несколько достопримечательностей, в том числе и  Тауэрский мост, были подсвечены  в цвет французского флага.  

Марш с участием мировых лидеров демонстрирует, что трагедия в Париже - символическое для Франции событие, говорит руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский: «Этот теракт воспринимается, как покушение на основы французской республиканской идентичности. Традиция карикатуры во Франции восходит ко временам Великой французской революции. Сам факт существования такого издания, как Charlie Hebdo, это один из элементов французской идентичности – возможность смеяться над любыми авторитетами».

Хроника терактов

7 января, днем, два молодых человека, вооруженных автоматами, вошли в редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo, издающегося с 1970 г., и открыли огонь. Позднее было установлено, что нападавшие - братья Шериф и Саид Куаши. По данным полиции, у них был третий сообщник, сдавшийся потом полиции и утверждающий, что у него есть алиби - 18-летний Хамид Мурад. В результате атаки на редакцию погибли 12 человек, в том числе главный редактор Стефан Шарбонье (в 2013 году он был внесен «Аль-Каидой» в черный список за публикацию карикатур на пророка Мухаммеда), а также известные карикатуристы: Жан Кабю, Жорж Волински, Тинью. По словам карикатуриста Коринн Рей, нападавшие заявили, что они из «Аль-Каиды». По словам другого очевидца, они кричали, что «отомстили за пророка». Выбежав из редакции, нападавшие открыли огонь по преследовавшим их полицейским и скрылись на автомобиле. Во Франции началась масштабная поисковая операция, в которой приняли участие 80 000 полицейских.

8 января утром в Монруже (пригород Парижа) была убита сотрудница полиции Кларисса Жан-Филипп. Полиция сначала не связывала ее убийство с действиями братьев Куаши, но в пятницу французские власти сообщили, что предположительным нападавшим был знакомый с ними Амеди Кулибали. Днем 9 января он захватил заложников в кошерном супермаркете в Париже.

Преследование братьев Куаши продолжалось три дня. 9 января они захватили заложника и скрылись на территории типографии в деревне Даммартин-ан-Гоэль, расположенной в 40 км к северо-востоку от Парижа. Вечером там началась спецоперация, в результате которой оба террориста были убиты, а заложник освобожден.

В то же время был освобожден и захваченный Кулибали магазин, где он держал в заложниках восемь человек, четверых из которых убил. В ходе штума полиция убила террориста.

Братья Куаши и Кулибали: кто они

Братья Куаши  – граждане Франции, этнические алжирцы, им было 32 и 34 года. Они не раз попадали в поле зрения полиции. Шериф Куаши был также известен под именем Абу Иссен. Он вырос в приюте в Ренне, где учился на тренера по фитнессу. В начале 2000-х он поселился со старшим братом Саидом в пригороде Парижа и работал разносчиком пиццы. Полиция впервые задержала его в 2005 г., когда он собирался улететь в Сирию, бывшую тогда отправным пунктом для желающих воевать в Ираке. После чего он был на полтора года заключен под стражу. В 2008 г. Шериф был приговорен к трем годам тюрьмы за вербовку бойцов для "Аль-Каиды". Сосед Шерифа характеризовал его как «дружелюбного, вежливого, чистоплотного и готового помогать старшим и беспомощным». Братья посещали мечеть, где попали под влияние радикального имама Фарида Беньету, сообщает ВВС. О Саиде Куаши данных практически нет. По данным источника Reuters в йеменских спецслужбах, в 2011 году он встречался с лидером "Аль-Каиды" Анваром аль-Авлаки.

У 32-летнего Амеди Кулибали долгая уголовная история. Он родился на окраине Парижа, но его семья из Сенегала. Известно, что некоторое время Кулибали работал на компанию Coca Cola, что в 2009 году он встречался с президентом Николя Саркози по время кампании по борьбе с безработицей. В 2013 году его приговорили к пяти годам за попытку освободить одного из исламистов, ответственного за взрывы в парижском метро в 2005 году. По тому же делу проходил Шериф Куаши, тогда они и познакомились. 11 января в интернете появилась видеозапись с обращением Кулибали. На видео Кулибали на французском языке сказал, что является членом группировки «Исламское государство», а также сообщником братьев. Кто смонтировал видео и выложил его в интернет, пока неизвестно.

Как отреагировали мусульмане

Теракты во Франции осудили все ведущие исламские объединения мира, а также причисляемые рядом стран к террористическим организациям ХАМАС и Хезболла. «ХАМАС подчеркивает, что ее позиция по последним событиям в Париже идет в русле с заявлением Международного союза мусульманских ученых, в котором осуждается атака на Charlie Hebdo и в котором говорится, что любые разногласия во мнениях не могут быть оправданием для убийства невинных», - говорится в заявлении ХАМАС. Исламские радикалы, убивающие мирных людей, оскорбляют ислам и пророка Мухаммеда куда больше, чем книги, фильмы и карикатуры, которые оскорбляли пророка, заявил в пятницу лидер "Хезболлы" Хасан Насралла. Однако авторов оскорбляющих пророка книг и карикатур он назвал врагами ислама, цитирует его заявление The Times of Israel.  Об осуждении любых действий, в результате которых проливается кровь невинных, говорится и в заявлении  Юсуфа Аль-Кардави, президента Международного союза мусульманских ученых.

Совет муфтиев России 7 января тоже осудил произошедшее в Париже. Но вместе с тем он призвал помнить и «о важности произнесенного и напечатанного слова», «о внутренней цензуре, об уважении чувств людей иной культуры». Грех провокации «не менее опасен для сохранения мира, чем грех тех, кто на эту провокацию способен поддаться», «оскорбление чувств верующих недопустимо, как и недопустимы любые проявления экстремизма, любое посягательство на жизни мирных людей», говорится в заявлении.

Как отреагировала Россия

Президент России Владимир Путин в день нападения на редакцию журнала направил президенту Олланду телеграмму с соболезнованиями, а на следующей день позвонил ему. Россия решительно осуждает «это циничное преступление» и подтверждает готовность к продолжению активного сотрудничества в борьбе с угрозой терроризма, говорится в телеграмме. «Случившаяся трагедия подтверждает необходимость продолжения активного сотрудничества в борьбе с террористической угрозой», -  говорится в обнародованном 8 января заявлении российского МИДа.

Страны Европы и НАТО готовы к продолжению такого сотрудничества. НАТО по-прежнему выступает за сотрудничество с Москвой и стремится к более конструктивным отношениям, заявил в четверг генсек альянса Йенс Столтенберг.

Проблема терроризма выходит на передний план международной повестки, так как теракты показали необходимость объединения политических и организационных потенциалов государств в борьбе с терроризмом, сказал РБК  депутат Госдумы, экс-посол России при ЕС Василий Лихачев: «Это сигнал европейским государствам, которые продиктовали украинскую повестку, остановиться и сделать поворот». При этом депутат не уверен, что Европа готова снизить напряжение в отношениях с Москвой: «В Европе по-прежнему есть политические силы, которые хотят сохранять это напряжение. В их числе Европейская народная партия, имеющая большинство в Европарламенте». По мнению депутата, сейчас Россия должна выдвинуть ряд дипломатических инициатив на площадке Совета Безопасности ООН, дать новый импульс программе НАТО «Партнерство ради мира».

Что сказал Рамзан Кадыров

Теракт во Франции спровоцировал спор между главой Чечни Рамзаном Кадыровым с Михаилом Ходорковским и Алексеем Венедиктовым.

7 января чеченский лидер резко отреагировал на высказывание экс-владельца компании "Юкос" Михаила Ходорковского, который призвал все СМИ перепечатать карикатуры на пророка Мухаммеда. Кадыров назвал Ходорковского “шизофреником”, которому, “видимо, в колонии приходилось часто кукарекать”, и объявил “врагом всех мусульман мира” и своим личным врагом, а также посулил “жесткий спрос” со стороны “законопослушных граждан” Швейцарии, где сейчас живет эмигрировавший из России бизнесмен. Ходорковский в ответ Кадырову заявил, что “услышал и принял к сведению угрозу преданного сторонника Владимира Путина”. “Кремлевские пропагандисты зря стараются, натравливая на меня фанатиков”, — написал Ходорковский на своем сайте, уточнив, что добропорядочные мусульмане всего мира соболезнуют погибшим и воспринимают его слова, как призыв к поддержке и солидарности.

Через два дня, 9 января, Кадыров обвинил главного редактора "Эхо Москвы" Венедиктова, устроившего опрос на тему, нужно ли рисовать карикатуры на Мухаммеда, в превращении радиостанции в “главный антиисламский рупор”. “Я твёрдо убежден, что власть должна призвать к порядку радио, сеющее вражду и ненависть между людьми и народами. Иначе найдутся те, кто призовет Венедиктова к ответу”, — написал Кадыров на своей страничке в  Instagram. На вопрос РБК, консультировался ли Кадыров с юристами на предмет нарушения им российского законодательства, его пресс-секретарь Альви Каримов ответил, что не считает нужным комментировать заявление главы республики и что тот «все сказал, что считал нужным».

Венедиктов намерен обратиться в правоохранительные органы, так как “вполне серьезно” воспринял “угрозы со стороны Рамзана Кадырова”. “Мои юристы работают все выходные над текстом обращения”, — рассказал РБК Венедиктов. Он также отверг обвинения в антиисламском характере радио «Эхо Москвы» и назвал их носящими «клеветнический характер» и подрывающими деловую репутацию радиостанции. Юрист “Эха Москвы” Александр Березин подтвердил РБК, что его партнеры работают над соответствующим заявлением от имени Венедиктова, но отказался рассказать подробности.

Адвокат Андрей Красенков, ранее представлявший интересы Кадырова в судах Москвы, считает попытки инициировать преследование чеченского лидера за его высказывания бесперспективными. По мнению юриста, никаких оснований трактовать предупреждение Кадырова о гневной реакции мусульман как угрозу не существует, а для обвинений Кадырова в клевете Венедиктову придется доказывать отсутствующий у руководителя Чечни умысел распространять “заведомо не соответствующие действительности сведения”. 

Член президентского Совета по правам человека Игорь Каляпин согласен с тем, что российские следователи не найдут в словах Кадырова признаков уголовного преступения. Ранее правозащитник сам потребовал провести проверку по факту призыва главы Чечни сжигать дома родственников боевиков. По его словам, Генпрокуратура спустила его в чеченскую региональную прокуратуру. "Обращаться в правоохранительные органы все равно имеет смысл. Чем больше будет таких обращений, тем меньше сакральность Кадырова в глазах сотрудников СК и прократуры", -- говорит Каляпин

Что теперь изменится в европейской политике

«Предвижу радикализацию дискуссии по исламу, дебатов по миграции и смешение этих тем Национальным фронтом", -  цитирует Bloomberg Брюно Тертрэ из парижского Общества стратегических разработок. 

Лидер Национального фронта Марин Ле Пен, с которой Олланд встречался в пятницу, не получила приглашение принять участие в воскресном марше, чем была возмущена. Организатор марша со стороны Партии социалистов Франсуа Лами объяснил исключение Ле Пен из числа приглашенных тем, что ее партия не разделят ценности Республики и долгие годы клеймила мусульманскую общину Франции. После терактов Ле Пен говорила о необходимости восстановления смертной казни. 

Популярность радикального Национального фронта, чей лидер выступает за выход из Шенгенской зоны, запрет гомосексуальных браков и т. п., растет последние годы. На майских выборах в Европарламент партия Ле Пен получила 25% голосов. В опубликованном в декабре опросе BVA/Orange она обошла по популярности действующего президента. Ле Пен поддерживают 26% опрошенных, Олланда - 25%, однако в начале осени его рейтинг был еще ниже - колебался на уровне 15%. На предстоящих в 2017 году президентских выборах за нее готовы голосовать 31% французов, за Олланда - 17%, показал обнародованный в ноябре опрос Ifop. 

Теракт, несомненно, отразится на результатах будущих выборов во Франции, отмечает Рубинский из Института Европы РАН. Ближайшие выборы – советов французских департаментов – состоятся в конце марта этого года. «Социалисты дискредитировали себя своей политикой в том числе в сфере обеспечения безопасности. И хотя сейчас наверняка будут приняты жесткие административные меры в спецслужбах, не обезвредивших стоявших на учете террористов, эта ситуация сыграет на руку правым и ультраправым пол​итикам во Франции на будущих выборах. Марин Ле Пен точно попадет во второй тур на президентских выборах в 2017 году», – прогнозирует Рубинский.

По его словам, задача террористов – подменить ислам исламизмом, спровоцировать столкновение цивилизаций, хотя во Франции за много лет сложилась самая многочисленная в Европе мусульманская диаспора (6 млн человек, около 10% французов) и острого противостояния среди населения нет. «Главная задача французских властей сейчас – избежать приравнивания мусульман к террористам», – считает Рубинский. Этого же мнения придерживается эксперт брюссельского отделения Центра Карнеги Джуди Демпси, отмечающая, что атака 7 января совпала с растущим антиисламским движением по всей Европе. В своем обзоре она пишет, что политики этого толка будут использовать трагические события для пропаганды собственных взглядов, задача властей - обеспечить безопасность граждан, гарантировать гражданские права.  ​​

На фоне парижских атак усилили антимигрантскую и антимусульманскую риторику все крайне правые и левые движения в Европе. «Надеюсь, моя дочь сможет ходить свободно без паранджи и страха», - написал в Twitter Маттео Сальвини, лидер антииммигрантской итальянской Лиги Севера. Геерт Вильдерс из голландской Партии свободы заявил, что пришло время для «деисламизации страны». 

Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга