Теракты в Париже, 12 янв 2015, 20:42

Свобода или безопасность: пойдет ли ЕС по пути США в борьбе с террором

Теракты в Париже заставили политиков Европы взглянуть на проблему «внутреннего» терроризма под другим углом. И бюрократы, и эксперты признают, что борьба с экстремизмом потребует ограничения гражданских свобод, на которое в свое время пришлось пойти в США. Правозащитные организации предостерегают от использования терактов в качестве предлога для массового наблюдения за частной жизнью граждан
Читать в полной версии
Фото: Getty Images

Дорожная карта

Министры внутренних дел стран ЕС и США уже договорились активизировать обмен разведданными и усилить контроль внешних рубежей Евросоюза для реагирования на террористические угрозы. В числе обсуждаемых превентивных мер – также ужесточение проверок на внутренних границах ЕС, создание единой базы авиапассажиров и перехват телефонных и интернет-сообщений граждан.

Встреча министров прошла 11 января в Париже, спустя два дня после того, как во французской столице уничтожили исламистов, жертвами которых за три дня стали в общей сложности 17 человек. Инициативы правоохранителей нацелены в первую очередь на перекрытие потока боевиков, возвращающихся в Европу из горячих точек на Ближнем Востоке.

Задачу спецслужб Старого Света усложняет тот факт, что теперь им приходится иметь дело не столько с внешними, сколько с внутренними угрозами. По предварительным данным, в настоящее время на стороне исламистов в вооруженных конфликтах в Сирии и Ираке принимают участие порядка 3 тыс. граждан Евросоюза.

Обмен разведданными и ужесточение погранконтроля

В настоящее время в Шенгенской зоне, в которую входят 26 европейских государств, передвижение людей происходит максимально беспрепятственно, без проводимого на постоянной основе паспортного контроля. Это усложняет контроль спецслужб за перемещением «потенциально опасных» и «потенциально радикализированных» лиц.

Согласно действующему законодательству ЕС, при угрозе внутренней безопасности или общественному порядку пограничный контроль на внутренних границах между странами Шенгенской зоны может восстанавливаться на срок до 30 дней.

Для ужесточения проверок на внутренних границах блока потребуется внесение поправок в действующее законодательство. Главы МВД уже признали, что активизация антитеррористической борьбы может потребовать ограничения гражданских свобод.

Эмма Карр, глава направления «частная жизнь и гражданские свободы» в британской правозащитной организации Big Brother Watch, считает, что министры внутренних дел ЕС приняли неверное решение: «Это… отвлечет ресурсы от целенаправленных разведопераций, когда у спецслужб и так не хватает средств для обработки имеющихся массивов информации».

Министр внутренних дел Испании Хорхе Фернандес Диас рассказал газете El Pais, что Мадрид поддержит восстановление контроля на границах страны. По его словам, проверки должны быть избирательными и проводиться только в отношении подозрительных личностей.

Перехват телекоммуникационных сообщений

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в интервью ITV призвал усилить контроль спецслужб страны над телекоммуникационными каналами.

«Необходимо усовершенствовать наше законодательство о перехвате коммуникаций», – сказал премьер, добавив, что он будет добиваться этого в случае переизбрания на свой пост после назначенных на май парламентских выборов. «Мы не может допустить того, чтобы при санкции на прослушку, данной лично главой МВД, современные формы коммуникаций остались вне поля зрения правоохранительных органов, если обратного требует чрезвычайная ситуация», – подчеркнул Кэмерон.

Робберт Ханниган, директор Центра правительственной связи (GCHQ), спецслужбы Великобритании, занимающейся радиоэлектронной разведкой и обеспечением защиты информации правительственных органов и армии, в ноябре жаловался, что интернет-компании, в частности Facebook и Twitter, отрицают свою косвенную причастность к распространению терроризма, и призывал их внести вклад в борьбу с экстремизмом.

Эндрю Паркер, глава MI5, контрразведки королевства, на прошлой неделе заявил, что соблюдение права на неприкосновенность частной жизни не должно сдерживать превентивные возможности спецслужб.

Залезть в душу

Ключевая проблема транспортной безопасности в Европе – открытость границ. При желании преступник может за несколько часов скрыться, к примеру, от французской полиции в соседней Бельгии или Германии. Произошедшее в Париже вновь поставило вопрос об эффективности национальных спецслужб, которые продолжительное время наблюдали за вернувшимися из Сирии братьями Куаши, но теракт предотвратить не смогли.

На этом фоне за усиление и централизацию общеевропейской системы правопорядка высказался Дональд Туск, председатель Европейского совета и экс-глава польского правительства. Уже 9 января он заявил, что на следующей неделе «выступит перед депутатами Европарламента с призывом активизировать работу по введению системы поименного учета пассажиров (PRN)».

Эта система станет дополнением к существующей базе данных пограничного контроля и будет включать в себя детальную информацию о кредитных картах, маршруте следования и даже о том, какие блюда предпочитает пассажир во время обеда на борту самолета. Как сообщает источник The Telegraph, для успеха программы «нужен единый структурированный подход к базам данных, что обеспечит усиленный контроль над передвижением наемников-исламистов».

Ранее депутаты Европарламента скептически относились к подобным мерам, считая их нарушением европейских законов о защите персональных данных. «Они [власти ЕС] реагируют на страхи общественности ценой прав людей и принципа власти закона, – заявил тогда член фракции «Зеленые – Европейский свободный альянс» Ян Филипп Альбрехт. – Но это не поможет найти предполагаемых боевиков ИГИЛ». Убежденный сторонник системы PRN, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон назвал противодействие парламентариев «откровенно нелепым».

Особенности национальной безопасности

План мероприятий по борьбе с терроризмом будет обсуждаться на встречах глав МВД и МИД Евросоюза в течение января, а также на саммите лидеров 28 стран объединения 12 февраля. Но уже в конце прошлого года многие из этих стран начали на национальном уровне повышать уровень борьбы с терроризмом.

В начале ноября по тревоге была поднята служба безопасности аэропортов Ларнака и Пафос на Кипре. Поводом послужили данные спецслужб о том, что террористы ИГИЛ планируют угон лайнера компании Cyprus Airlines. Сообщалось, что боевики собираются захватить на борту самолета заложников, чтобы вынудить Лондон отказаться от использования кипрских авиабаз для атак на позиции ИГИЛ в Сирии. В аэропортах полиция досматривала людей с восточными чертами лица, а спецслужба страны усилила сбор информации по предполагаемым джихадистам.

В те же дни полиция Кипра досмотрела в порту Лимасола подозрительный сухогруз, направляющийся в Сирию, но не нашла следов оружия или взрывчатки. Параллельно греческие власти усилили досмотр пассажиров на своих воздушных и морских узлах. Сделано это было по запросу Вашингтона с целью предотвратить отправку европейских волонтеров в стан «Исламского государства».

В свою очередь, Португалия планирует комплексные меры по ограничению как выезда (для присоединения к боевикам ИГИЛ), так и въезда подозреваемых в причастности к терроризму. Как отмечал в середине ноября глава МИДа страны Руи Мачете, этот пакет мер будет относиться как к сфере внутренней безопасности, так и к изменениям в уголовном законодательстве.

Еще в конце лета аналогичные меры приняли республики бывшей Югославии. В Македонии с сентября 2014 года за участие в войнах за рубежом гражданин страны может получить от пяти лет лишения свободы. Минимум четыре года тюрьмы грозит рекрутеру, организующему наем добровольцев. Более жесткие поправки в уголовный кодекс приняли в марте в Косово: до 15 лет лишения свободы и лишение гражданства за аналогичные деяния. По августовской поправке в законодательство Сербии рекрутеры могут получить до 12 лет тюрьмы, а сами наемники – от одного года до пяти лет.

Бремя западного мира

Примечательно, что небольшие государства Южной Европы делают акцент на невыпуске потенциальных джихадистов из страны: этот регион чаще используется как перевалочный пункт на пути в Сирию, нежели как место, куда террористы могут вернуться с Ближнего Востока для совершения преступлений. В случае с Западной Европой ситуация иная: задача местных спецслужб – не пустить обученных боевиков-исламистов на «родину».

Сравнение трагедии в Париже с терактом 11 сентября, которое проводят Туск и другие европейские политики, не совсем корректно, считает глава брюссельского отделения Фонда Карнеги Жан Тешо. «Это не 11 сентября, поскольку те, кто это сделал, выросли в самой Франции, – заявил он в интервью Businessweek. – Такого рода угрозу нельзя представить внешней, это борьба на внутреннем фронте».

По сведениям BBC, на заседании правительства Франции по безопасности 12 января речь пойдет и о принятии Патриотического акта, подобного тому, который стал ответом Вашингтона на теракт 2001 года. Тем не менее в сентябре прошлого года в стране вступило в силу новое антитеррористическое законодательство, поэтому вместо очередного акта Париж, вероятнее всего, будет дополнять «старый». Среди уже действующих положений документа – запрет потенциальным боевикам на выезд из страны, перевод статьи о «прославлении терроризма» из закона о СМИ в уголовный кодекс, блокировка оправдывающих терроризм интернет-сайтов.

В октябре агентство Reuters сообщило, что власти Германии намерены отбирать персональные удостоверения (ID-карты) у граждан ФРГ, желающих примкнуть к «Исламскому государству». По действующим законам немцы могут стать невыездными, если власти отберут у них паспорт. Однако они могут путешествовать по Шенгенской зоне и даже Турции, используя лишь ID-карту. Это особенно опасно, учитывая, что немало боевиков попадают на территорию ИГИЛ именно через турецкую границу.

Лондон пошел дальше и предложил лишать подозреваемых в терроризме британского подданства на срок от двух лет и больше. На данный момент на территории под контролем ИГИЛ находится свыше 500 наемников из Великобритании, их возвращение стало бы серьезной угрозой национальной безопасности, и члены Палаты общин это понимают. Однако против главы МВД Терезы Мэй, инициатора этой поправки в Антитеррористический билль, выступили некоторые ее соратники по Консервативной партии: лишение подданства лишь по подозрению в терроризме серьезно нарушит гражданские права этих людей.


Как боролись с террором в США

Во вторник 11 сентября 2001 года в результате атак на небоскребы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здание Пентагона погибли 2977 человек. Неделю спустя в своей речи президент США Джордж Буш впервые упомянул словосочетание «Война с терроризмом» (War on Terror).

7 октября Штаты начали военную операцию против талибов в Афганистане, а 26 октября Буш подписал «Патриотический акт». Закон включал в себя широкий спектр антитеррористических мер - от борьбы с отмыванием денег и усиленного пограничного контроля до слежки за подозреваемыми и подключения армии в особых случаях.

В январе 2002 года на базе ВМФ США в заливе Гуантанамо (остров Куба) была открыта тюрьма для особо опасных лиц, подозреваемых в терроризме и военных преступлениях. Подавляющее большинство заключенных составили полевые командиры боевиков из Афганистана. Условия содержания пленных и сам факт их досудебного задержания вызвали возмущение правозащитников. Еще в ноябре 2001 года особый военный приказ дал президенту США право задерживать иностранцев-террористов как военнопленных, без проведения суда, предъявления обвинений и доступа к адвокату.

Летом 2008 года Верховный суд США признал это положение незаконным, в январе 2009-го новый президент Барак Обама пообещал закрыть тюрьму. Но этого не произошло по сей день.

В ноябре 2005 года The Washington Post сообщила о наличии в Восточной Европе и Азии секретных тюрем ЦРУ. Два года спустя The New York Times стало известно о видеопленках с допросами командиров «Аль-Каиды» в этих тюрьмах. Сами пленки, как оказалось, были уничтожены по приказу замглавы ЦРУ Хосе Родригеса пару дней спустя публикации WashPost. В феврале 2009 года Барак Обама впервые на высшем уровне подтвердил факт существования пленок, после чего началось сенатское расследование. Результаты его стали известны в декабре 2014 года: в период администрации Буша «усиленным техникам допроса» было подвергнуто 119 человек, 26 из них были задержаны по ошибке. Одного из лидеров «Аль-Каиды» Халида Шейха Мохаммеда подвергали «пытке водой» 183 раза.

Летом 2007 года шведский художник Ларс Вилкс нарисовал лицо исламского пророка Мухаммеда с телом собаки, подобно популярным тогда в Швеции городским скульптурам. Среди возмущенных этим поступком оказалась американка Колин ЛаРоуз из Техаса, которая незадолго до того приняла ислам. Используя интернет-псевдоним «Джихад Джейн», она вошла в контакт с исламистами, заявив, что хочет убить Вилкса. Ее арестовали в 2009 году после длительной слежки ФБР. Ей предъявили четыре обвинения (материальная поддержка террористов, заговор с целью убийства за рубежом, ложные показания, кража личности), первое из которых проходило по «Патриотическому акту». В январе 2014 года суд приговорил ее к 10 годам тюрьмы.

В июле 2010 года советник министра юстиции США Дэвид Бэррон подал на имя своего шефа записку с юридическим обоснованием убийства Анвара аль-Авлаки, лидера «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове. Ликвидацию террориста осложняло то, что он являлся гражданином Штатов, и устранившие его солдаты формально совершали уголовное преступление. Бэррон обратил внимание на юридические лазейки, которыми сможет воспользоваться Пентагон, и в сентябре 2011 года приказ об устранении Авлаки ударом беспилотника был отдан. Лишь летом 2014 года The New York Times и правозащитники добились частичного рассекречивания этой записки. По словам журналистов, она оказалась «небрежной компиляцией смутных интерпретаций, подстроенных под желаемый результат».


Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
Как долгая карьера на одном месте работает против вас
Pro
Как снизить налоговую нагрузку и авансовый НДС при импорте из Китая: кейс
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт