Политика, 12 мар 2004, 16:16

«РВ»: Новый состав министров - совет технических сотрудников

Во вторник президент России Владимир Путин объявил о составе кабинета министров. Рассуждения о том, что он будет сформирован из парламентского большинства, таковыми и остались. Единственным представителем «Единой России» в новом правительстве стал Александр Жуков, который получил пост вице-премьера. Между тем, по мнению газеты "Российские вести", новый состав министров больше напоминает совет технических сотрудников, чем политических тяжеловесов.
Читать в полной версии

В новом кабинете министров из 30 членов осталось только 17. Однако лишились своих правительственных постов только бывшие вице-премьеры Владимир Яковлев и Борис Алешин, остальные перешли на нижестоящие должности. На своих местах удалось удержаться лишь Герману Грефу, Алексею Кудрину, Сергею Шойгу, Алексею Гордееву, Сергею Иванову и Юрию Чайке. При этом Алексей Кудрин еще и «разжился» Министерством по налогам и сборам. Герман Греф прирастил свое ведомство Российским фондом федерального имущества и агентством федерального имущества. Кроме того, по мнению издания, под его руководством окажется еще и Минимущество.

Бывший начальник службы криминальной милиции МВД РФ Рашид Нургалиев окончательно утвержден в должности министра внутренних дел РФ. Представитель России при ООН Сергей Лавров стал министром иностранных дел, а Игорь Иванов назначен секретарем Совбеза. Виктор Христенко будет возглавлять министерство промышленности и энергетики, куда войдет Минатом, Минэнерго, Минпромнауки и Госстрой. Алексей Гордеев станет заведовать помимо сельского хозяйства еще и рыболовством. А министром культуры и массовых коммуникаций назначен ректор Московской государственной консерватории Александр Соколов. Министром образования и науки стал бывший топ-менеджер Минпромнауки Андрей Фурсенко с передачей части функций бывшего ведомства в его ведение. Министром здравоохранения и социального развития назначен бывший глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов. При этом функции Минздрава и Минтруда сольют в одно суперминистерство. Министром природных ресурсов стал губернатор Пермской области Юрий Трутнев. Министром транспорта и связи назначен заместитель генерального директора ЗАО «Северсталь Транс» Игорь Левитин, которое к тому же объединили с Минсвязи. Первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Дмитрий Козак назначен руководителем аппарата Правительства РФ в ранге министра.

Поставленные М. Фрадковым во главу угла сокращение аппарата и функций кабинета министров могут сыграть с ним и его замом злую шутку, пишут «РВ». Новый председатель Правительства ввел институт заместителей руководителя аппарата Правительства взамен бывших 23-х Департаментов. Однако такой поворот событий вызвал неоднозначную реакцию со стороны нынешних работников Правительства. Это и понятно, пишет издание, - чиновники априори против снижения своих функций, однако вопрос не только в них. Если контрольные полномочия аппарата «большого правительства» теперь уменьшатся, то сократится и сфера влияния самого премьера. И если в личном подчинении у М. Фрадкова будет антимонопольная политика и ряд других контрольных функций, то А. Жуков превращается в своего рода курьера между Думой и Правительством, заключает издание. Похоже, несладко Дмитрию Козаку, которому придется вновь отвоевывать свое место под солнцем уже в новой, урезанной системе обеспечения работы Правительства. По мнению «РВ», за таким инициативным руководителем аппарата творческие конфликты с другими членами кабинета будут просто неизбежны, и мирить их придется уже Администрации Президента.

Еще во времена Михаила Касьянова были весьма распространены случаи конфликтов в подходах по реформированию основных отраслей. Многие из предложенных министрами предложений М. Касьянов клал под сукно, другие настолько переиначивал, что авторы сами старались откреститься от своих детищ. Теперь же, с сокращением функций аппарата Правительства, особо приближенные министры смогут проталкивать свои инициативы гораздо быстрее. Газета задается вопросом, зачем в такой упрощенной структуре Правительства нужен первый заместитель председателя и другие замы, если функций у них практически не будет. Вывод один: рано или поздно руководство будет вынуждено по-новому перекраивать систему межправительственных отношений.

В не меньшей степени обиженными, по мнению издания, окажутся министерства, которые поменьше грефовского и кудринского. В российском Правительстве всегда царил принцип чинопочитания, когда одни суперминистерства не рассматривали всерьез предложения министерств поменьше и даже считали ниже своего достоинства по-взрослому обсуждать с ними какие-либо концептуальные предложения. Из-за такого положения дел большинство социальных реформ рождались в недрах Минэкономразвития или Минфина, а не Минтруда или Минкультуры. Единственные, кто уравнивал и мирил министерства, были вице-премьеры, которые между собой всегда могли «развести» интересы больших ведомств и их собратьев поменьше. Теперь же заступников у маленьких министерств не будет, и им ничего больше не останется, как искать поддержки у своих думских коллег.

Кивок в сторону европейских сообществ больше походит на турецкий вариант, когда вроде бы все говорят о необходимости сблизить позиции, но на определенном этапе возникает одно-два непреодолимых противоречия, которые, в конце концов, мешают окончательно слиться с Европой, единой хотя бы в экономическом пространстве. Газета напоминает, что основным критерием для турецкого вступления в ЕС было разрешение кипрского вопроса. И вот теперь вроде бы все решено, однако до членства в Европейском союзе еще очень даже далеко. Похоже, аналогичный вариант разрабатывает европейская бюрократия и для России. И политическому руководству нашей страны ничего не остается, кроме как постоянно идти на поводу у своих европейских коллег, считает газета.

Единственное, что получилось пока в новом составе Правительства, так это на ближайшие 4 года обеспечить баланс сил либералов и консерваторов. И если перевес сил в пользу «голубей» очевиден, то думский консерватизм с ястребиным оком будет всегда зорко надзирать над действиями белдомовских обитателей. И если дела у либералов ближе к концу президентского срока будут идти не слишком хорошо, то их силовые коллеги всегда смогут воспользоваться конституционными полномочиями парламентариев и, может быть, даже спровоцировать правительственный кризис. По крайней мере, за прошлые годы в Правительстве так и не образовалось ярких политических фигур, способных хоть как-то претендовать на президентские лавры после путинского срока. А ведь именно эта цель является главной для любых политических изменений в нашей стране на очередном избирательном этапе, заключают «Российские вести».

Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе