Политика, 12 сен 2013, 12:29

Химическое оружие: варварство, уходящее в прошлое

На этой неделе мир оказался на пороге новой войны: США вплотную подошли к началу военной операции против Сирии. При этом впервые в истории поводом для начала международного конфликта могло стать химическое оружие – ОМУ (оружие массового уничтожения) первой половины XX века.
Читать в полной версии
Фото: Depositphotos

На мысль о возможном применении войсками Башара Асада химоружия западных правителей навел Ирак: в свое время Саддам Хусейн активно применял газы против населения собственной страны, что и стало одной из причин начавшейся в 2003г. операции США против Багдада.

Правда, сейчас эксперты сомневаются в том, что Б.Асад мог решиться на применение химического оружия. Во-первых, подобное ОМУ ни разу не подтвердило свою эффективность в ходе военных действий. Во-вторых, сирийский диктатор прекрасно понимал, что ему будет за подобные эксперименты.

Золотой век химоружия

Как это часто бывает, появление данного вида оружия массового уничтожения объяснялось прогрессом человечества. Пока Дмитрий Менделеев рисовал свою страницу периодических элементов, английские химики придумали снаряд, который при взрыве будет покрывать войска противника удушающим дымом. По одной из версий эксперимент провели во время Крымской войны против России (1854-1856гг.), тогда он был признан неудачным.

Однако идея применить распыление газа для отравления живой силы противника не покидала умы европейских ученых. Сама задумка казалась предельно простой и удобной. Если отравить солдат противника, то они не смогут обороняться и станут легкой добычей. Тут-то и будет победа. Так подумали и немцы, и англичане.

Золотой век химического оружия наступил в 1915г. В ходе Первой мировой войны на Западном фронте различные газы применяли обе стороны. Кульминацией стал обстрел французских позиций возле бельгийского города Ипр снарядами с хлором. Масштабная немецкая атака стала причиной гибели 5 тысяч солдат, но не привела к решающему прорыву. Кстати, вопреки распространенному мнению, атака у Ипра была не первым случаем химической атаки на Западном фронте.

Тем не менее именно события под Ипром развязали руки обеим воюющим сторонам. Фосген, иприт, хлорпикрин активно применялись в 1916-1917 годах немцами, французами, англичанами и американцами. Причем использовались и артиллерийские снаряды с отравляющими веществами, и мины. К 1917г. противники пришли к выводу, что химическое оружие можно использовать прямо во время боя. Позже подобная тактика была признана неэффективной, поскольку ветер относил ядовитые облака, в том числе на позиции атакующих, что сводило все их преимущество на нет.

Применялось химическое оружие и на Восточном фронте как немецкой, так и русской армией. Например, удушающие снаряды использовались при брусиловском прорыве 1916г., однако говорить о массовом применении отравляющих веществ в данном случае нельзя.

Конец химической эры

После окончания Первой мировой войны к Гаагской конвенции 1899г., запрещавшей использование химического оружия, добавились соглашения в Вашингтоне и Женеве. Применение отравляющих газов понемногу сошло на нет, хотя причиной этому была не столько добрая воля мировых игроков, сколько значительный прогресс в создании средств химзащиты, делавший применение снарядов с газами бесполезным.

Химическое оружие применяли в Африке (например, в ходе итальянской кампании в Эфиопии), а вот в ходе Второй мировой войны случаев запуска снарядов с вредными веществами практически не было. Документы показывают, что обе стороны накопили значительное количество химического оружия, однако ни одна из них не решилась его использовать. Примечательно, что Гитлер, много говоривший о необходимости создания "оружия возмездия", не был поклонником применения боевых отравляющих газов. Возможно, сказался тот факт, что сам он пострадал от химического оружия во время службы в германской армии.

После Второй мировой войны СССР и США накопили значительные арсеналы химического оружия, однако случаи применения отравляющих веществ в локальных конфликтах были единичными. Американцы применяли во Вьетнаме химикаты AgentOrange с целью уничтожения густой листвы в джунглях. Яды наносили серьезный ущерб мирному населению, однако реального перелома в войну не внесли.

В конце XX века химическое оружие активно использовал лишь режим Саддама Хусейна в Ираке. Сначала против иранской армии в ходе войны 1980-1988гг., когда военачальники Хусейна применяли горчичный газ, а затем и против собственного бунтующего населения в районах, населенных курдами и шиитами. Впоследствии действия Багдада были признаны преступлением, а угроза применения ОМУ стала одним из поводов для свержения режима Хусейна. Виновным в массовом убийстве людей горчичным газом был признан министр обороны Али Хассан аль Маджид по прозвищу Химический Али. В январе 2010г. он был казнен.

Примечательно, что WikiLeaks упоминает о применении в Ираке химического оружия (гранат с газом) и с американской стороны, однако документальных подтверждений этой информации так и не появилось.

К концу XX века мир в целом пришел к выводу, что химическое оружие нужно не только запрещать, но и уничтожать. Хотя его массовое производство в целом прекратилось в конце 1960-х гг., реальное сокращение запасов ядов началось лишь в 1990-е гг.

Сжигать нельзя хранить

Основной способ ликвидации химоружия – его сжигание. В России оно осуществляется на четырех объектах – в Кировской, Пензенской, Брянской и Курганской областях. Из 40 тысяч тонн ОМУ, которыми Москва располагала к концу холодной войны (а по этому показателю мы шли на первом месте в мире) уничтожено порядка 25 тысяч. Процесс осложняется необходимостью защиты окружающей среды. Снаряды уничтожают лишь в дневное время суток летом и в безветренную погоду. Считается, что в день можно уничтожить 2-3 бомбы с токсичным веществом зоман.

США, по официальным данным, уничтожили порядка 90% своего химического арсенала, однако завершать процесс не спешат. В Пентагоне заявляют, что рассчитывают отделаться от химоружия к 2023г. Возможно, американские военные не хотят слишком уж опередить российских коллег. С другой стороны сказывается дороговизна проекта. Считается, что вся программа по утилизации обойдется США в 35 миллиардов долларов.

Уничтожение химического оружия в других странах мира идет различными темпами. Индия и Албания от своих запасов уже избавились, а вот в Ливии процесс застопорился в связи с гражданской войной. Поскольку ситуация в этой стране контролируется слабо, есть опасения, что какая-то часть газов могла попасть и в руки экстремистов. Опасность же попадания подобного оружия в руки фанатиков подтверждается событиями в Токио в 1997г., когда религиозная секта Аум Синрике применила отравляющее вещество зарин в метро. Тогда погибли 12 человек, несколько тысяч получили отравления.

Есть также группа стран, не признающих наличие у себя химического оружия. К ним, например, относится КНДР. До недавнего времени отрицала арсеналы с зарином, табутом и ипритом и Сирия. Официально признать факт наличия ОМУ режиму Башара Асада пришлось уже после начала гражданской войны, когда появились сообщения о подрывах снарядов с химическими зарядами. Дамаск теперь оправдывается, что складами располагал, но часть из них попала в руки мятежников. Поскольку до войны международные эксперты на фабрики и хранилища не допускались, с доказательной базой у Б.Асада возникли серьезные проблемы. Оправдаться он сможет лишь при условии полного сотрудничества с ООН и передачи химического арсенала посредникам.

Артем Филипенок, РБК

Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии