За день до выводов: что выяснилось о гибели Boeing 777 над Донбассом
Кто занимался расследованием
Во вторник Совет безопасности Нидерландов (OVV) представит окончательный доклад об обстоятельствах гибели лайнера Boeing 777 Malaysia Airlines (рейс MH17) в небе над Донбассом 17 июля 2014 года. В ходе презентации, которую проведет на военной базе Гильзе-Рейн председатель комиссии OVV по расследованию катастрофы Тьиббе Яустра, будут названы причины катастрофы, даны объяснения, почему полет проходил над зоной вооруженного конфликта, почему списки пассажиров были опубликованы с задержкой и что происходило в последние минуты с находившимися на борту.
OVV руководил работой международной комиссии по установлению обстоятельств крушения лайнера. Содействие расследованию оказывали эксперты из Австралии, Франции, Германии, Индонезии, Италии, Малайзии, России (Росавиация), Межгосударственного авиационного комитета, Украины, Великобритании, США и Европейского агентства авиационной безопасности, а также представители Международной организации гражданской авиации (ICAO).
Ответственные за катастрофу в докладе OVV названы не будут: в задачи комиссии входило лишь определить ее причины и дать рекомендации для ICAO по недопущению повторения подобного инцидента. Виновных назовет действующая независимо Международная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), состоящая из специалистов из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. Она ведет уголовное расследование гибели 298 пассажиров и членов экипажа и была создана в августе 2014 года по инициативе Евроюста (Агентство Евросоюза по координации судейской и прокурорской деятельности).
Предварительные результаты
Предварительный отчет OVV опубликовал два месяца спустя после катастрофы, в сентябре 2014 года. Согласно ему лайнер потерпел крушение вследствие попадания в него большого числа «мелких высокоскоростных объектов», что вызвало нарушение структурной целостности борта, приведшее к его разрушению в воздухе.
В середине июля 2015 года CNN со ссылкой на анонимные источники, которым удалось ознакомиться с выводами OVV, сообщил, что Boeing 777 был сбит ракетой ЗРК «Бук». Она была выпущена с территории, подконтрольной пророссийским ополченцам в Донбассе. Часть ответственности за катастрофу в документе была возложена на Malaysia Airlines. По словам одного из собеседников телеканала, «в отчете изложена почти поминутная хронология рейса MH17». Эксклюзив CNN стал единственной утечкой по поводу расследования OVV.
В июле возглавляющий криминальное расследование JIT голландский прокурор Фред Вестербек заявил, что версия о том, что лайнер был сбит с помощью ЗРК «Бук», считается приоритетной. Нидерландская газета NOS со ссылкой на украинского эксперта Василия Вовка, ранее входившего в JIT, также сообщала, что следственная группа обнаружила в телах погибших пассажиров осколки ракеты системы «Бук». Ранее такие же осколки были обнаружены и в обломках самолета, писало издание.
К таким же выводам пришли разведки США и Германии — еще в прошлом году их представители утверждали, что самолет был сбит ракетой «Бук» с территории, контролируемой ополченцами, предположительно, в районе населенного пункта Снежное.
Экспертно-журналистская группа Bellingcat также пришла к выводу, что Boeing был сбит «Буком» из окрестностей подконтрольного ополченцам ДНР Снежного, а сам ЗРК ранее находился в расположении 53-й зенитно-ракетной бригады под Курском. Выводы эксперты сделали на основе доступной в интернете открытой информации, в частности записей в Youtube, фиксировавших передвижение «Буков» по территории России и ДНР.
Российские претензии
В июле OVV объявил, что предварительный вариант окончательного отчета о причинах крушения был направлен для ознакомления в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) и всем странам, принимающим участие в расследовании, в том числе России. OVV дал последним 60 дней, чтобы прокомментировать документ. В том же месяце российская сторона направила свои комментарии к отчету.
Москва представила свои соображения в срок, говорил в июле источник Интерфакса, знакомый с ситуацией. Содержание документа не раскрывалось, лишь за два дня до публикации окончательного доклада, 11 октября, малайзийская New Straits Times обнародовала детали, которые якобы содержатся в письме замруководителя Росавиации Олега Сторчевого в ICAO.
Если верить изданию, Росавиация не считает проведенное расследование исчерпывающим и последовательным. OVV, отмечает Сторчевой, нарушил один из основных принципов расследования — принцип последовательности выводов. «Следственная группа, вместо того чтобы сначала исследовать характер повреждений носовой части самолета и фюзеляжа, а затем делать логические и заключительные выводы, сразу же объявила, что лайнер был сбит с помощью зенитно-ракетного комплекса «Бук». Более того, из того же места, которое было указано сразу же после катастрофы», — цитирует издание письмо заместителя руководителя Росавиации.
Сторчевой в письме также ссылается на выводы параллельного расследования, которое провела корпорация «Алмаз-Антей», производитель «Буков». Ее представители два раза встречались с сотрудниками OVV и передали им технические характеристики ЗРК, а также результаты испытаний, во время которых изучалось, могла ли предполагаемая модель «Бука» нанести повреждения, зафиксированные при изучении деталей рухнувшего Boeing.
Версия «Алмаз-Антея»
Производитель «Буков» стал ведущей российской инстанцией, высказывавшейся в отношении катастрофы в небе над Донбассом. В годовщину катастрофы корпорация представила выводы собственного расследования, чьи результаты подтверждались «моделированием на суперкомпьютере».
Основная версия не противоречит выводам иностранных специалистов — эксперты «Алмаз-Антея» согласны с тем, что лайнер был сбит ракетой, выпущенной из «Бука». Однако у крушения были иные виновники, посчитали в концерне. Во-первых, зону, откуда могла быть выпущена ракета, эксперты определили не как район Снежного, а как располагающуюся в 3,5 км южнее населенного пункта Зарощенское, в то время контролировавшегося украинскими военными. Во-вторых, специалисты «Алмаз-Антея» утверждают, что установили и тип использовавшейся ракеты — 9M38M1, которая была выпущена из ЗРК «Бук-M1». Эта ракета снята с производства 15 лет назад и в России уже не используется, но более 900 ее экземпляров состоят на вооружении армии Украины, отметили эксперты.
Версия Минобороны
Первоначальная версия Минобороны России, представленная публике несколько дней спустя после катастрофы, 21 июля 2014 года, состояла в том, что малайзийский лайнер могли сбить украинские ВВС. Генерал-лейтенант Андрей Картаполов говорил, что российские средства объективного контроля (СОК) 17 июля зафиксировали украинский штурмовик Су-25 на расстоянии 3–5 км от Boeing 777. Военный самолет незадолго до катастрофы начал набор высоты, двигаясь в коридоре для гражданских лайнеров прямо к рейсу MH17. Впоследствии, однако, эта версия практически не обсуждалась. Лишь официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин заявлял, что его ведомство на основании данных экспертиз считает приоритетной версией поражение самолета ракетой типа «воздух — воздух».
За несколько дней до обнародования доклада в Нидерландах, 8 октября, корпорация объявила, что проведенный ее экспертами натурный эксперимент с подрывом боевой части ракеты 9М38М1 ЗРК «Бук-М1» у фюзеляжа списанного самолета «подтвердил версию концерна об условиях встречи ракеты с самолетом». Поражение самолета произошло при подрыве ракеты, подлетавшей к борту справа, вычисленная российскими специалистами траектория подтверждает, что запуск производился с южного направления.
«Все эти детальные расчеты Совет по безопасности Нидерландов проигнорировал. В результате он пришел к выводам, которые противоречат здравому смыслу и не согласуются с моделью данной системы оружия», — цитирует New Straits Times слова Сторчевого. Кроме того, он отметил, что голландские следователи проигнорировали российское требование идентифицировать найденные на месте падения самолета поражающие элементы и осколки. «Они были представлены полгода спустя после начала расследования. В результате через год после аварии нет никаких доказательств, связывающих обнаруженные фрагменты с ракетами любого типа, — цитирует газета соображения Росавиации. — Принимая во внимание вышеизложенное, нет никаких доказательств, что этот самолет был уничтожен ракетой «Бук».
При тщательном расследовании деталей можно установить и место пуска, и точную модификацию ракеты, сбившей Boeing, уверен военный эксперт, в прошлом заместитель командующего по вооружению ПВО Cухопутных войск СССР и РФ Александр Лузан. По его словам, расследование может помочь установить происхождение комплекса «Бук». На вооружении украинской армии после распада СССР остались более ста комплексов «Бук» модификаций «Бук», «Бук-М», «Бук-М1», оснащенных соответственно ракетами 9М38, 9М38М, 9М38М1. «У нас же все комплексы давно модернизированы до «Бук-М1-2» и «Бук-М2» с ракетами 9М317», — говорит Лузан. Представитель Росавиации отказался подтверждать РБК подлинность письма Сторчевого: «Все комментарии наши представители, включенные в группу расследования MH17, уже дали». В июле этого года Сторчевой официально ограничился замечанием, что нидерландский доклад оставляет «вопросов больше, чем ответов».
Результаты натурного эксперимента «Алмаз-Антея» корпорация пообещала обнародовать одновременно с выводами нидерландского доклада, 13 октября.