Война санкций, 12 дек 2014, 16:08

«Газпром нефть» и «дочка» Сбербанка подали новые иски против санкций

«Газпром нефть» и турецкая «дочка» Сбербанка DenizBank подали новые иски в суд Евросоюза, оспаривающие санкции ЕС. Нефтяная компания уже подавала заявление в конце октября, и это уже второй иск с ее стороны. Турецкому же банку ранее удалось доказать в США, что он практически не связан с материнским банком в России, и теперь DenizBank собирается доказывать это в Европе
Читать в полной версии
Фото: Getty Images

«Газпром нефть» подала второе заявление в суд Евросоюза. В базе суда содержится информация об исковом заявлении, поданном 5 декабря 2014 года (номер кейса T-799/14). Первое заявление (номер кейса T-735/14) было подано 24 октября, в нем говорится, что нефтяная компания будет добиваться отмены санкций ЕС. В пресс-службе «Газпром нефти» РБК подтвердили, что компания подала второй отдельный иск, но отказались комментировать его по существу.

Евросоюз в два раунда – в августе и сентябре – вводил секторальные санкции против российского ТЭКа: с 1 августа действуют ограничения на экспорт определенных наименований оборудования, если они предназначены для арктических, глубоководных или сланцевых проектов, а 12 сентября Брюссель расширил экспортное эмбарго на специализированные нефтесервисные услуги.

Помимо общеотраслевых санкций нефтяные компании затронуты адресными финансовыми ограничениями: в сентябре ЕС запретил европейцам предоставлять заемное финансирование на срок более 30 дней «Роснефти», «Газпром нефти» и «Транснефти».

«Роснефть» также судится с Евросоюзом, компания подала заявление в суд ЕС еще 9 октября. Как следует из содержания иска, опубликованного в Официальном журнале ЕС, «Роснефть» просит аннулировать статьи санкционных постановлений, прямо или косвенно затрагивающие компанию, а именно ограничения на поставку товаров и услуг для всей отрасли и адресный запрет на доступ к европейским кредитам. То есть «Роснефть» в одном иске добивается отмены и секторальных санкций, и финансовых ограничений, наложенных конкретно на компанию.

«Транснефть» решила не идти в суд, пояснив, что для нее судебные издержки будут дороже, чем ущерб от санкций.

Пострадал за Россию

Турецкий DenizBank – «дочка» российского Сбербанка также подала заявление в суд ЕС. Представитель турецкого банка подтвердил РБК, что заявление подано с целью опротестовать санкции, под которые DenizBank подпал по «правилу 50%» вслед за материнским госбанком. Делу был присвоен номер T-798/14, никакой подробной информации по нему в базе суда пока нет. 

Сбербанк приобрел 99,85% акций DenizBank в сентябре 2012 года за $3,5 млрд. Эта сделка стала крупнейшей в истории российского банка. Под санкции Евросоюза и США DenizBank угодил по так называемому «правилу 50%» (исключением стали только европейские «дочки» подпавших под санкции российских банков). ЕС и США закрыли Сбербанку доступ к западному финансированию сроком более 30 дней. 

Уже в сентябре DenizBank столкнулся с первыми трудностями из-за санкций: хотя секторальные ограничения в целом не запрещают вести бизнес с подпавшими под санкции компаниями, его комплаенс-системы стали выдавать предупреждения при транзакциях в адрес DenizBank, многие банки-контрагенты превентивно заморозили переводы в Турцию, рассказывал в октябре The Wall Street Journal глава DenizBank Хакан Атес. В некоторых случаях ему лично приходилось по телефону убеждать западных партнеров, что с DenizBank все-таки можно иметь дело.

Чтобы доказать американским властям, что DenizBank практически не связан со Сбербанком, Атес через турецкие власти добивался встречи с американской администрацией. Месяц спустя на ужине в Стамбуле, организованном Американской торговой палатой, ему удалось поговорить с министром торговли США Пенни Притцкер. А через несколько дней с Притцкер о DenizBank разговаривал уже сам президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Ссылаясь на свои источники, WSJ писала, что менеджмент DenizBank в сопровождении турецких дипломатов поехал в Вашингтон, где передал Управлению по контролю за иностранными активами (OFAC, ведомство Минфина США, курирующее финансовые санкции) внутреннюю документацию банка и отчеты турецкого банковского регулятора, чтобы продемонстрировать, что банк не переводит деньги материнской организации в Россию.

Кроме того, банк доказывал, что в основном работает в Турции: там у него 700 подразделений и 14 тыс. сотрудников. Его крупнейшая «дочка» DenizBank AG работает в Австрии и Германии, активы немецко-австрийского подразделения в 2013 году составили около $7,8 млрд (у всего DenizBank около $35 млрд). 

В результате 7 октября OFAC опубликовал Генеральную лицензию №3, которая снимала с турецкого банка все «секторальные» ограничения, действующие против Сбербанка. В своей отчетности за третий квартал 2014 года DenizBank отмечал, что он собирается аналогичным образом оспаривать санкции и в Европе.​

Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет