Война санкций, 12 дек 2014, 19:14

Евросоюз отказал «Роснефти» в доступе к секретным документам по санкциям

РБК нашел подтверждение того, что «Роснефть», обжалуя санкции в Европейском суде, добивается от Евросоюза раскрытия большого числа документов по санкциям против России. Впрочем, ЕС по-прежнему отказывает «Роснефти» в доступе к наиболее чувствительным с политической точки зрения файлам
Читать в полной версии
Фото: Getty Images

Месяц назад РБК писал, что некая российская компания хочет получить доступ к огромному массиву конфиденциальных документов, для того чтобы иметь возможность защищаться в суде ЕС. Предположительно, это была «Роснефть», которой эти материалы были нужны, чтобы поставить в суде вопрос об обоснованности и правомерности санкций.

Новый документ Совета ЕС (датирован 28 ноября, есть у РБК) подтверждает, что речь идет о «Роснефти». Ее юридические представители с 20 августа ведут переписку с секретариа​том Совета ЕС, требуя опубликовать «все документы, имеющиеся у совета, в которых содержатся или упоминаются любые факты и обстоятельства, послужившие опорой для принятия решения [2014/512/CFSP] или постановления [833/2014]». Речь идет о решении ЕС о введении секторальных санкций от 31 июля, которое было дополнено 8 сентября.

Защита «Роснефти» ссылается на закон ЕС 2001 года о публичном доступе к документам Европарламента, Совета ЕС и Еврокомиссии. Одновременно адвокаты запросили привилегированный доступ к санкционным файлам для целей обжалования санкций в суде (в этом случае документы могут быть переданы заявителю, но не опубликованы на сервере совета).

Пресс-служба «Роснефти» отказалась от комментариев, сославшись на то, что не обсуждает судебные дела.

«Роснефть» подала заявление в суд ЕС 9 октября, раньше остальных российских компаний. 1 декабря в Официальном журнале ЕС было опубликовано содержание иска «Роснефти», из которого следует, что она и ее «дочки» – ООО «РН-Шельф-Арктика», ЗАО «РН-Шельф-Дальний Восток», ООО «РН-Эксплорейшн» и ООО «Тагульское» – оспаривают правомерность секторальных санкций. «Роснефть» просит аннулировать статьи санкционных постановлений, прямо или косвенно затрагивающие компанию, а именно ограничения на поставку товаров и услуг для всей отрасли и адресный запрет на доступ к европейским кредитам. 

В суде «Роснефть» будет представлять британский адвокат Том Бизли, он же представляет в Европейском суде бывшего президента Украины Виктора Януковича и двоих его сыновей в аналогичных процессах по отмене санкций. Бизли не впервые работает «на Россию»: в 2012 году он представлял интересы бизнесмена Олега Дерипаски в Высоком суде Лондона в процессе против Михаила Черного. 

«Роснефть» просила суд рассматривать ее дело по ускоренной процедуре (expedited procedure) – в этом случае судьи принимают к рассмотрению лишь ограниченное число документов, а у Совета ЕС был бы только месяц, чтобы ответить нефтяной компании. Само дело могло бы быть рассмотрено быстрее чем обычно. Но 13 ноября суд ЕС отказал адвокатам «Роснефти» в этой привилегии, следует из постановления (.pdf) административного суда Лондона, где компания пыталась приостановить введение уголовной ответственности за нарушение секторальных санкций в Великобритании. 

Защитники «Роснефти» приводят девять доводов о неправомерности санкций (большинство из них РБК изучил месяц назад). При этом один пункт – о размытости ключевых санкционных определений – уже утратил актуальность: 5 декабря Евросоюз уточнил понятия «арктических», «глубоководных» и «сланцевых» проектов. 

В сентябре секретариат ЕС ответил юридическим представителям «Роснефти», что их запрос настолько обширен, что потенциально охватывает «почти все документы, касающиеся отношений Евросоюза с Российской Федерацией, подготовленные с лета». В начале октября 2014 года брюссельский секретариат после уточнений «Роснефти» идентифицировал 139 документов, которые посчитал соответствующими запросу. 81 документ Евросоюз обнародовал полностью, 7 – частично. Но в доступе к 51 документу было отказано со ссылкой на различные, по большей части политико-дипломатические основания.

В частности, ЕС отказал в доступе к сериям черновиков заявлений совета по итогам встреч, посвященных Украине и ситуации вокруг Крыма, обосновывая это тем, что публикация «даст возможность третьим сторонам – включая стороны конфликта в Восточной Украине – получить представление о том, как менялось отношение совета к конфликту». «Это тот случай, когда Евросоюз вынужден действовать деликатно в контексте вооруженного конфликта с потенциально тяжелыми последствиями», – говорится в ответе ЕС на запрос представителей «Роснефти».

Санкции против «Роснефти»

Евросоюз в два раунда – в августе и сентябре – вводил секторальные санкции против российского ТЭКа: с 1 августа действуют ограничения на экспорт определенных наименований оборудования, если они предназначены для арктических, глубоководных или сланцевых проектов, а 12 сентября Брюссель расширил экспортное эмбарго на специализированные нефтесервисные услуги.

Помимо общеотраслевых санкций нефтяные компании затронуты адресными финансовыми ограничениями: в сентябре ЕС запретил европейцам предоставлять заемное финансирование на срок более 30 дней «Роснефти», «Газпром нефти» и «Транснефти».

«Роснефть» пытается оспорить санкции Евросоюза, компания подала заявление в суд ЕС еще 9 октября. Как следует из содержания иска, опубликованного в Официальном журнале ЕС, «Роснефть» просит аннулировать статьи санкционных постановлений, прямо или косвенно затрагивающие компанию, а именно ограничения на поставку товаров и услуг для всей отрасли и адресный запрет на доступ к европейским кредитам. «Роснефть» в одном иске добивается отмены и секторальных санкций, и финансовых ограничений, наложенных конкретно на компанию.

Более подробное обоснование отказа невозможно без того, чтобы не раскрыть содержание документов, а это может «позволить третьим сторонам использовать в своих интересах разницу во мнениях внутри Евросоюза».

Обсуждая отдельные документы, ЕС ссылается на то, что они либо не затрагивают вопроса санкций, либо «могут осложнить дипломатические контакты с Россией», либо содержат мнения Евросоюза относительно «дискуссий с российской стороной на особо чувствительную тему». Публикация таких материалов «негативно скажется на отношениях ЕС и России».

Адвокаты «Роснефти» также включили в свой запрос документ (и его пересмотренные версии), излагающий детали политики ЕС в отношении непризнания незаконной аннексии Крыма. Совет ЕС поясняет, что речь идет о внутреннем руководстве Евросоюза, опубликование которого «позволит властям Российской Федерации предвидеть преднамеренные действия ЕС, что снизит их эффективность». Кроме того, поскольку документ представлен в нескольких версиях, «российские власти смогли бы оценить, насколько далеко ЕС готов зайти в будущем в своей политике непризнания».

Евросоюз также отказывает «Роснефти» в доступе к черновым версиям ограничительных мер (санкций), принимавшихся по отношению к России на различных стадиях кризиса на востоке Украины. «Эти меры были призваны побудить Россию изменить свое поведение в этом конфликте. Для того чтобы эта стратегия работала, важно, чтобы третьи стороны не знали, как далеко готов зайти Евросоюз в принятии санкций в отношении России», – отмечает Совет ЕС.

Резюмируя свою позицию по вопросу публикации документов, ЕС указывает, что «Роснефть» не упоминается ни в одном из 58 документов, в полном доступе к которым компании было отказано.


Тяжбы за отмену санкций

DenizBank

Турецкий DenizBank («дочка» российского Сбербанка) также подал заявление в суд ЕС, чтобы опротестовать санкции, под которые DenizBank подпал по «правилу 50%» вслед за материнским госбанком. Уже в сентябре DenizBank столкнулся с первыми трудностями из-за санкций: многие банки-контрагенты превентивно заморозили переводы в Турцию, рассказывал в октябре The Wall Street Journal (WSJ) глава DenizBank Хакан Атес. В некоторых случаях ему лично приходилось по телефону убеждать западных партнеров, что с DenizBank все-таки можно иметь дело. WSJ писала, что менеджмент DenizBank в сопровождении турецких дипломатов поехал в Вашингтон, где передал Управлению по контролю над иностранными активами (OFAC, ведомство Минфина США, курирующее финансовые санкции) внутреннюю документацию банка и отчеты турецкого банковского регулятора, чтобы продемонстрировать, что банк не переводит деньги материнской организации в Россию. В результате 7 октября OFAC опубликовал Генеральную лицензию №3, которая снимала с турецкого банка все секторальные ограничения, действующие против Сбербанка. В своей отчетности за третий квартал 2014 года DenizBank отмечал, что он собирается аналогичным образом оспаривать санкции и в Европе.

«Газпром нефть»

«Газпром нефть» подала уже два заявления в суд Евросоюза. В базе суда содержится информация об исковом заявлении, поданном 5 декабря 2014 года (номер кейса T-799/14). Первое заявление (номер кейса T-735/14) было подано 24 октября. В пресс-службе «Газпром нефти» РБК подтвердили, что компания подала второй отдельный иск, но отказались комментировать его по существу.

«Транснефть»

«Транснефть» решила не идти в суд, пояснив, что для нее судебные издержки будут дороже, чем ущерб от санкций.

Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы