Турция на перепутье: как будет развиваться военная кампания в Сирии
Оппозиционная «Свободная сирийская армия» (ССА) при поддержке турецкой авиации и сухопутных войск заняла центр города Эль-Баб, последнего значимого опорного пункта террористов ИГИЛ (запрещенная в России организация) в провинции Алеппо. На прошлой неделе ССА и турецкие военные окружили город с севера и запада, после чего к началу этой недели с западной стороны вошли в городской центр.
Операция по освобождению города движется к завершению, заявил президент Турции Реджеп Эрдоган 13 февраля. Однако правозащитная Сирийская организация по правам человека, базирующаяся в Великобритании, утверждает, что бои по-прежнему идут, в основном на окраинах города.
Турецкая операция «Щит Евфрата» началась в августе прошлого года. Главной заявленной целью было обеспечить безопасность турецкой границы и зачистить приграничные территории на севере Сирии от боевиков ИГИЛ и курдских военных отрядов, говорил министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. Президент Сирии Башар Асад своего согласия на проведение турецкой операции не давал.
Своими действиями Турция сдерживает продвижение отрядов курдского ополчения YPG и препятствует соединению двух курдских анклавов — на северо-западе и северо-востоке Сирии. YPG, по заявлениям Анкары, является боевым крылом запрещенной в стране Рабочей партии Курдистана (РПК). С начала операции по взятию города погибли более 60 турецких военных.
Ситуация под Эль-Бабом осложняется присутствием сирийских военных, которые при поддержке российских ВКС также развивают наступление на позиции ИГИЛ, но с южного направления. Чтобы не допустить вооруженных столкновений протурецких формирований с правительственными войсками и их союзниками, с Турцией была согласована «линия разграничения», пишет турецкая газета Hurriyet. Она проходит вдоль дороги, проходящей южнее Эль-Баба и севернее Тадифа. В соответствии с этим соглашением сирийская вооруженная оппозиция не продвигается южнее этой линии, а сирийская армия с союзниками не продвигаются на север от дороги.
Для того чтобы не допустить столкновений российских военных с турецкими, 12 января министерства обороны двух стран подписали меморандум о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации. С 18 января российские ВКС и турецкие ВВС совместно наносили удары по позициям ИГИЛ в районе города. Однако, несмотря на координацию действий между Россией и Турцией, 9 февраля от авиаудара российских ВКС в окрестностях Эль-Баба трое военнослужащих турецкой армии погибли, больше десяти получили ранения. Российская сторона утверждала, что координаты целей были переданы турецкими военными.
Следующая цель Турции
13 февраля президент Турции заявил, что после взятия Эль-Баба операция «Щит Евфрата» продолжится. Ее конечной целью он назвал освобождение Ракки от ИГИЛ, а города Манбидж на северо-востоке провинции Алеппо — от отрядов YPG, передало его слова турецкое агентство Hurriyet. По словам турецкого лидера, после разгрома ИГИЛ Турция не собирается сохранять свое присутствие на севере Сирии. «После избавления региона от ИГ, курдских «Отрядов народной самообороны» и курдской Партии демократического союза, а также после изгнания ИГ из Ракки для нас будет слишком большой роскошью оставаться там, но пока об этом рано говорить», — заявил президент Турции (цитата по «Интерфаксу»).
Эрдоган также заявил о намерении создать «зоны безопасности» на освобожденных территориях. Турция давно выступает за создание беспилотной безопасной зоны, которую она рассматривает как способ защитить свою границу как от ИГ, так и от курдских отрядов. Создание такой зоны, по мнению турецких властей, будет способствовать решению проблемы с беженцами, которая привела к возникновению напряженности в отношениях с Европой. Предыдущий президент США Барак Обама выступал против создания таких зон, так как обеспечить безопасность зон невозможно без широкого военного присутствия и привлечения многочисленного контингента сухопутных войск и систем ПВО для отражения атак террористов. Однако новый президент США Дональд Трамп является сторонником создания «зон безопасности».
8 февраля Эрдоган и Трамп в телефонном разговоре договорились о совместной борьбе против ИГИЛ в Эль-Бабе и Ракке.
Если Турция будет развивать военное наступление в сторону Ракки, у нее на пути встанет правительственная сирийская армия, которая находится южнее от Эль-Баба, говорит востоковед Леонид Исаев. Если же Турция решит развивать наступление на Манбидж, то она столкнется с курдскими отрядами, контролирующими город. «Война Эрдогана с армией Асада поставит в сложное положение Москву, а война с курдами — американцев», — указывает Исаев. Поскольку дальнейшая эскалация невыгодна многим из участников конфликта, нельзя исключать и вариант с прекращением операции «Щит Евфрата», предположил Исаев. Если Эрдоган все же решит продолжать наступление, то выберет своей целью Манбидж, уверен Исаев, так как борьба с курдами является для Анкары бόльшим приоритетом.
Ситуация вокруг Ракки
4 февраля «Демократические силы Сирии» (SDF), состоящие в основном из бойцов курдских «Отрядов народной самообороны» (YPG) и поддерживаемые США, объявили о начале третьей фазы своей операции по освобождению Ракки от ИГ — «Гнев Евфрата». Цель операции — изолировать город, в первую очередь перекрыв трассу, ведущую из Ракки в Дейр-эз-Зор, чтобы не допустить переброски террористами подкрепления с одного фронта на другой. В воскресенье руководство SDF объявило об освобождении 98 деревень в восточной сельской местности Ракки, от которой курдов отделяют 10 км, сообщает Aranews.