Курорты не помогли: почему Хлопонин лишился поста полпреда
Регион делят на двоих
Президент Владимир Путин уволил с должности полномочного представителя президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Александра Хлопонина, сохранив за ним должность вице-премьера. Вместо первого и единственного полпреда в СКФО, а также единственного полпреда — вице-премьера, задачу которого в регионе Дмитрий Медведев формулировал как улучшение инвестиционного климата и социально-экономического благополучия, назначен силовик — командующий объединенной группировкой внутренних войск на Северном Кавказе Сергей Меликов. Его кандидатуру лоббировал руководитель Администрации президента Сергей Иванов, утверждает источник РБК в Кремле.
Иванов не исключил, что Хлопонин по-прежнему будет курировать в правительстве Северный Кавказ и получит дополнительные функции, приводит его слова РИА Новости. Однако полномочия Хлопонина уточнит премьер Медведев. Если до сих пор Хлопонин занимался вопросами экономического развития и инвестиционной привлекательности Северного Кавказа, имея в распоряжении только аппарат полпредства (профильным министерством оставался Минрегион), то теперь у вице-премьера появится целое министерство для развития региона, объяснил смысл кадровых изменений источник РБК.
Указом Путина в СКФО создано новое Министерство по делам Кавказа, его возглавил губернатор Красноярского края Лев Кузнецов — в 2010г. Кузнецов сменил Хлопонина на посту красноярского губернатора. По словам источника в Кремле, Кузнецова, как человека Хлопонина, поставили министром, чтобы он частично компенсировал назначение нового полпреда и чтобы продолжил реализовывать проекты, которые вице-премьер считал важными.
Курорты не помогли
В 2009г. президент Дмитрий Медведев решил бороться с терроризмом на Северном Кавказе, улучшая там инвестклимат. "Необходимо развивать предпринимательство, активизировать инвестиционную деятельность", — объявил в послании Федеральному собранию Медведев. Тогда же он выделил из Южного федерального округа Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Чечню и Ставропольский край и создал на их основе восьмой федеральный округ — СКФО. "Лично ответственным за положение дел в регионе", как выразился тогда Медведев, был назначен Хлопонин.
В 2009г. безработица в регионе составляла 16%, к 2013г. она сократилась до 13%, свидетельствуют данные Росстата. СКФО был и остается лидером по числу безработных, в среднем по России уровень безработицы в 2013г. составлял 5%.
Одним из крупнейших инвестиционных проектов на Северном Кавказе стало строительство туристического кластера, которым занималось ОАО "Курорты Северного Кавказа" (КСК). Эксперты, опрошенные РБК, называют одним из главных достижений Хлопонина в СКФО увольнение из КСК с последующим возбуждением уголовного дела руководителя компании Ахмеда Билалова.
Диагноз ситуации в регионе был поставлен неправильно, поэтому привлечение инвестиций извне не дало эффекта, на которое рассчитывали в Москве, говорит руководитель лаборатории проблем муниципального развития Института им.Гайдара Ирина Стародубовская. В результате, по ее словам, доходы вкладывались не в развитие экономики и бизнеса, а в роскошное потребление.
Главный инструмент, которым федеральный центр пытается стабилизировать ситуацию в республиках Северного Кавказа, — это федеральная целевая программа (ФЦП) социально-экономического развития "Юг России". В 2013г. завершился ее первый этап. В эту программу, а также в ФЦП по развитию Чечни и Ингушетии, по отчету Минрегионразвития, в 2008-2012гг. из федерального бюджета было выделено 152,64 млрд руб., в 2013г. — еще около 6 млрд. На восстановление разрушенной инфраструктуры в Чечне с 2002г. было истрачено 106 млрд руб. И тем не менее Минрегионразвития признавало: реализуемый комплекс мер не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в экономике и социальной сфере субъектов СКФО.
Конфликты не преодолены
Проследить связь между вливанием денег в республики СКФО и снижением террористической активности сейчас невозможно, а неудачи с разрешением внутриэлитных конфликтов в регионе налицо, говорит политолог, эксперт по Северному Кавказу Константин Казенин. Например, Хлопонину так и не удалось вывести из публичного поля конфликт между руководителями Чечни Рамзаном Кадыровым и Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым. "Политическая составляющая деятельности полпредства в СКФО стремилась к нулю", — говорит Казенин.
СКФО оказался для Хлопонина неуправляемым во многом в связи с тем, что Кадыров не подчинялся полпреду. "Кадыров имеет поддержку на самом высоком уровне, и в весовой категории он не ниже, чем полпред", — говорит Казенин.
Москва в последние годы производила назначения, не принимая во внимание рекомендации полпредства, отмечает эксперт. Так, был назначен врио руководителя Дагестана Рамазан Абдулатипов с последующим переизбранием и дано разрешение на избрание Евкурова. Кроме того, Хлопонину были недоступны рычаги влияния на федеральных силовиков, которые начали преследование вице-премьера Кабардино-Балкарии Залимгерия Хагасова, что впоследствии привело к отставке главы КБР Арсена Канокова.
Жанна Ульянова