"Черный ящик" Ту-154: что говорили пилоты
6.58.07 шт. - 845,5700, Раздолье (населенный пункт, над которым совершался пролет). 16.58.10 д. - 845 Раздолье подтвердил, 5700 с подходом 125,2. 16.58.15 шт. - 125,2. 16.58.21 квс. – Хорошо. 16.58.22 квс. - Иркутск-подход 85845, доброй ночи. Раздолье 5700 информация ЭКСРЕЙ. 16.58.32 д. - 85545, Иркутск-подход 85845, доброй ночи, прямой 282 градуса, удаление 80 км, к третьему левым, снижайтесь 2700. 16.58.42 квс. - 845, к третьему снижаюсь 2700. 16.59.25 квс.- Нормально идем. … 17.01.42 квс. - Юра, включи обогревы ВНА. 17.01.43 би. - Включен. 17.01.55 д. - 845, удаление 40, снижайтесь 2100. 17.01.58 вт.пилот - 2100. … 17.02.59 квс. - Мы дома, снижаемся, с прямой заходим, такая высота, проходим по Дагес, а здесь мы еще 550 м сбросим.... Дагес - перевыставляем высотомер 17.04.09 д - 845, последнюю информацию Янки прослушайте 17.04.13 квс - Понял, хорошо, слушаю 17.04.17 э - Ты мне, да? 17.04.21 АТИС ...миллиметров, 947, ГПА без существенных изменений, получение информации Янки подтвердите 17.04.43 квс - Коля, послушай, а я сейчас с ним отработаю 17.04.45 шт - Слушаю 17.04.49 квс - 845, 2100 17.04.52 д. - 845. Система захода? 17.04.55 квс. - Заход директорный, информация Янки, давление 7-10. 17.05.02 д. - 845, заход разрешаю, снижайтесь 900 к третьему по давлению 7-10 мм. 17.05.08 квс. - 845. К третьему снижаюсь 900, давление 7-10. 17.05.14 д. - 845, траверз полосы проходите, 11 км боковое. 17.05.18 квс. - Да, визуально наблюдаю. Принял. 17.05.28 вт.пилот - Юра, чисто. Его можно вырубить! Посмотрим там. 17.05.29 квс. - Да он работает. 17.05.32 шт. - Я рассчитываю 20 километров. 17.05.34 квс. – Хорошо. 17.05.36 шт. - Сейчас давление поставим 7-10. 17.05.43 квс. - Полностью вываливай и гаси скорость, гаси скорость. 17.05.44 э - Гаси, гаси. 17.05.47 квс. - Выставляем давление 7-10. 17.05.48 вт.пилот - 7-10. 17.05.49 э - 7-10. 17.05.55 квс. - 845, на 1800, 7-10 давление установлено, контрольная 1250, снижаюсь 900. 17.06.01 д. - 845, понял. 17.06.03 шт. - 150 до заданной. 17.06.04 вт.пилот – Да. 17.06.05 квс. - Гаси, гаси скорость. 17.06.05,5 вт.пилот - Гашу, гашу. 17.06.06 шт. - Механизацию смотри. 17.06.08 квс. - Нам 100 м до заданной. 17.06.09 вт.пилот - Да, 100 метров. 17.06.10 шт. - (нрзб километров). 17.06.13 квс. - Ты 8 поставил, у тебя скорость и выскочит. 17.06.17 квс. - Вот и вошли в облачность, Юра. 17.06.20 квс. - Смотри, температура какая. 17.06.21 шт. - Дают 290 градусов - 5,14 градуса, 710 CAVOC. 17.06.25 квс. – Хорошо. 17.06.26 квс. - Так, подключаем и ... . 17.06.28 вт.пилот - Загорелось? 17.06.30 шт. - нрзб да работает. 17.06.32 квс. - Сколько осталось километров? 17.06.34 шт. - 8 километров. 17.06.34,5 вт.пилот – 8. 17.06.35 квс. – Хорошо. 17.06.56 квс. - Вот так вот берем, ....... Застабилизировал высоту. 17.06.58 вт.пилот – Хорошо. 17.07.02 вт.пилот - 400 километров. 17.07.03 квс. - Руль хорошо, шасси выпустить. 17.07.06 вт.пилот – Выпускаю. 17.07.08 би - Шасси выпускаются. 17.07.10 вт.пилот - Шасси нрзб РВ нрзб. 17.07.12 д - 845, выполняйте третий, снижайтесь 850 метров к четвертому. 17.07.17 квс. - 845, снижаюсь к четвертому, 850. 17.07.21 би - Шасси выпущены. 17.07.23 квс. - Так, скорость падает.... 17.07.25 квс. – Снижаемся. 17.07.27 квс. - 850, режим 70. 17.07.29 би – 70. 17.07.30 квс. - (350,360). 17.07.32 квс. - 7-5 режим. 17.07.33 би - 7-5. 17.07.37 шт. - К 850 подходим. 17.07.39 квс. - 80 режим. 17.07.40 би – 80. 17.07.42 квс. - 8-2. 17.07.43 э - 8-2. 17.07.44 шт. – 850. 17.07.45 квс. – 850. 17.07.45,5 включилась звуковая сигнализация АУАСП (длительность 1,5 секунды). 17.07.47,2 звуковая сигнализация отключение АБСУ (длит. 2,3 секунды). 17.07.49 квс. - Б...дь, вы что! 17.07.51 квс. - Скорость! 17.07.52 э – нрзб 17.07.53 квс. - нрзб б...дь, добавь. 17.07.53,5 вт.пилот - Стоп! Стоп! Куда! Куда! 17.07.55 квс. - Стоп! Стоп! Стоп! 17.07.55,5 шт. - Так, так, так. 17.07.57 квс. - Выводим! 17.07.58 шт. - Тише, тише, тише. 17.07.59 вт.пилот - Давайте вправо! 17.08.01 - Звуковая сигнализация задатчика РВ (длит. 4 сек.), начало звуковой сигнализации АУАСП (продолжается до конца записи). 17.08.02 э - Режим! Добавь! 17.08.05 э - Режим! 17.08.06 би - нрзб есть! 17.08.08 э - Режим добавь! 17.08.09,5 вт.пилот - Взлетный режим! Господи! 17.08.10,5 би - Взлетный! 17.08.11,5 э - Эх, все, п....ц! 17.08.16 - звуковая сигнализация задатчика РВ (длительность - 6 секунд).
Список сокращений:
АТИС - автоматическая типовая инструментальная система
АУАСП - автомат углов атаки и самолетных перегрузок
АБСУ - автоматическая бортовая система управления (автопилот)
845 - номер борта
нрзб - неразборчивая речь
механизация - механические устройства крыла (закрылки, предкрылки)
ЭКСРЕЙ, ЯНКИ - международные термины, обозначающие последовательность метеосообщений
обогревы ВНА - система обогрева входящих направляющих аппаратов (турбин)
ГПА - гектопаскали, единица давления, также может измеряться в мм ртутного столба
САVOC - международное обозначение нормальной обстановки
РВ - радиовысотомер
шт. – штурман
д. – диспетчер
квс. – командир воздушного судна
э. – неопознанный член экипажа
би – бортинженер
Время в расшифровке указано международное, принятое у авиаторов всего мира (с точностью до долей секунды).
Как прокомментировал «Комсомольской правде» летный директор авиакомпании "Внуковские авиалинии" (22 года летного стажа, до сих пор летает командиром экипажа на самолетах типа Ту-154) Юрий СЫТНИК, до времени 17.07.45,5 ситуация, погода и обстановка были нормальные. Диспетчером с земли была поставлена задача экипажу выйти на последний разворот перед посадкой на высоте 850 метров с атмосферным давлением 710 мм ртутного столба. Командир экипажа определил следующие параметры: скорость - 350-360 км/час, режим работы двигателя - от 70 до 82 процентов, что видно по переговорам. Шасси были выпущены, закрылки тоже. Экипаж не сумел выдержать заданный режим высоты 850 метров.
Чтобы вернуться на исходную высоту, второй пилот, видимо, потянул штурвал на себя. В результате увеличился угол атаки (угол, под которым задран нос самолета по отношению к встречному потоку воздуха). Но при столь большом угле атаки необходима гораздо большая скорость, чем та, с которой шел самолет. В этой ситуации судно начинает терять устойчивость в воздухе. Когда в 17.07.45,5 звуковая сигнализация АУАСП (автомат углов атаки и самолетных перегрузок) предупредила об этом, самолет оказался именно в таком неустойчивом положении. Затем отключился автопилот (АБСУ - автоматическая бортовая система управления), который был включен экипажем, когда они вошли в облачность в 17.06.17.
Поняв это, в 17.07.49 командир заматерился и в 17.07.51 приказал добавить скорости. Второй пилот для того, чтобы исправить сваливание самолета на левую сторону, начал работать штурвалом. В 17.07.58 штурман предупредил, что делать резко этого не надо, словами "тише, тише, тише". В 17.07.59 второй пилот понял, что нужно давать вправо, чтобы самолет окончательно не свалился на левую сторону. После того как в 17.08.01 зазвучала звуковая сигнализация радиовысотомера, предупреждающего, что высота перешла критическую стадию, экипаж понял, что манипуляции со штурвалом были ошибочны, а для того чтобы самолет был в устойчивом положении в воздухе, нужно было добавить оборотов двигателя. В 17.08.09 второй пилот понял, что именно эта ошибка приведет к катастрофе. При столь низкой скорости нельзя было выходить на такой сильный угол атаки. О чем свидетельствует его крик в 17.08.09,5: "Взлетный режим!" Скорее всего, он понял, что нужно было включать этот режим. Но в следующую секунду осознал, что не успевает.