МИД РФ обвинил Грузию в подготовке новой военной авантюры
Требование Тбилиси о прекращении миротворческой операции в Абхазии, проводимой в полном соответствии с нормами международного права, выглядит не иначе, как попытка создать почву для новой вооруженной авантюры, на этот раз против Абхазии, говорится в заявлении МИД России в связи в решением президента Грузии Михаила Саакашвили "денонсировать соглашение о присутствии российской миротворческой миссии в Абхазии и объявить российские войска в Абхазском регионе оккупационными войсками".
В заявлении МИД РФ отмечается, что с формальной точки зрения решение Совета глав государств (СГГ) СНГ от 19 сентября 2003г. о пребывании Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) в зоне конфликта в Абхазии подразумевает возможность автоматического прекращения этой миротворческой операции в случае обращения одной из сторон конфликта с соответствующей просьбой.
Вместе с тем в Москве полагали бы принципиально ошибочным рассматривать данное заявление М.Саакашвили в отрыве от драматической ситуации, сложившейся в регионе в результате грузинской агрессии против Южной Осетии и последовавшей за ней гуманитарной катастрофой.
МИД РФ отмечает, что, во-первых, использование КСПМ СНГ осуществляется с согласия не только грузинской, но и абхазской стороны. Это оформлено Московским соглашением о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994г. (вопросы прекращения миротворческой операции в нем не регламентируются). Решение СГГ СНГ об использовании КСПМ от 22 августа 1994г. содержит прямую ссылку на просьбу абхазской стороны от 15 мая 1994г. и на вышеупомянутое Московское соглашение. Москва считает невозможным решать судьбу миротворческой операции без учета мнения абхазской стороны.
Во-вторых, размещение КСПМ СНГ в зоне грузино-абхазского конфликта имеет поддержку Совета Безопасности ООН, неоднократно выраженную в его резолюциях, в том числе резолюции 1808 от 15 апреля с.г. Положения о КСПМ СНГ являются неотъемлемой частью Московского соглашения 1994г., т.е. в случае ликвидации КСПМ рушится вся международно-правовая архитектура грузино-абхазского урегулирования.
В-третьих, имеется договоренность от 6 января 1995г. в виде обмена письмами между СНГ и ООН о соответствующих ролях и обязанностях КСПМ и Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ). Фактически МООННГ не может исполнять свой мандат без поддержки КСПМ, на которые возложена обязанность обеспечения безопасности персонала МООННГ. Резолюциями СБ ООН предусмотрен пересмотр мандата МООННГ в случае изменения мандата КСПМ.
Вооруженные силы конфликтующих сторон (ДОСЬЕ)
История противостояния Грузии и Южной Осетии