7. Азиатская угроза
Цены преткновения
"Если говорить о восточном векторе, меня сильно смущает исключительная ставка на Китай. Смущают договоры на поставку нефти в Китай на много лет по фиксированной заниженной цене и трубопроводные проекты, которые делают нас заложниками китайского ценового диктата", - отмечает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
В прошлом году Россия начала поставлять в КНР по 300 тыс. баррелей нефти в день через первую очередь трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". М.Ремизов считает неправильной ситуацию, когда РФ выглядит заложницей партнерства с Китаем, и выступает за сбалансированный подход к поиску компаньонов. Например, предлагает вспомнить о таких странах, как Южная Корея, Тайвань и Япония.
"Не хватает серьезных идей, которые могли бы быть предметом такого партнерства. Интересные инфраструктурные проекты с Южной Кореей - она могла быть оптимальным партнером по развитию Приморья. Это к вопросу о саммите АТЭС, на который мы, на мой взгляд, вышли без амбициозной повестки", - заключил президент Института национальной стратегии.
"Китай проводит в отношении России жесткую политику. Нам не удается договориться по газовой сфере - Китай не хочет платить столько, сколько мы хотим. А договоренность по нефтяным поставкам уже пересмотрена к выгоде китайской стороны", - соглашается замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Хотя РФ зачастую выступает в Совете Безопасности ООН заодно с Китаем, на самом деле Москва опасается еще большего усиления восточного соседа, добавил он.
Курс на Дальний Восток
Президента Информационно-исследовательского центра "Панорама" Владимира Прибыловского крайне беспокоит положение Сибири и Ближнего Востока: "По отношению к Китаю Россия практически ведет себя, как будто в Кремле сидят китайские агенты. Это не совсем внешняя политика, но она неизбежно приведет к потере значительной части территорий, поскольку мы совершенно не обращаем внимания на Сибирь и Дальний Восток, население которых становится все меньше, в то время как рядом с границей - территория Китая с многомиллионным населением".
В качестве примера прокитайских настроений он привел события 2004г., когда Россия отдала Поднебесной полтора острова – Тарабаров и часть Большого Уссурийского. Хабаровский край в результате уменьшился на 337 кв. км.
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш также считает ошибочным отсутствие стратегии развития Дальнего Востока. "На саммите АТЭС подписали огромное количество контрактов, но нет базовой концепции: что для чего, какие контракты нужны, какие не нужны, и что сделать, чтобы Россия на Дальнем Востоке прекратила испытывать давление практически всех окружающих азиатских стран, превосходящих ее и по демографическим, и по экономическим, и по ряду других параметров", - пояснил он.
Политическая шутка
Война России с КНР. В кабинете китайского главнокомандующего большая карта РФ, на которой каждый день все новые территории закрашивают в желтый цвет. Как-то раз входит китайский президент, смотрит на карту - все желтое, а в центре - маленькая красная точка. - А это что такое? - А это в Москве азербайджанцы третий месяц удерживают рынок!
* * *
Самым развитым производством в Китае на сегодняшний день является производство китайцев.