Политика, 14 янв 2003, 13:13

На сцену Большого возвращается "Бал-маскарад" Верди.

После долгого перерыва на сцену Большого театра возвращается "Бал-маскарад" Верди. Спектакль был поставлен в Большом театре в 1979 году дирижером Альгисом Жюрайтисом, режиссером Семеном Штейном и художником Николаем Бенуа. В январских показах - 14, 16 и 18 января - зрители увидят "Бал-маскарад" в исполнении оперных звезд Большого: Маквалы Касрашвили (14, 18 января) и Елены Зеленской (16) - Амелия, Бадри Майсурадзе - Ричард, Владимира Редькина (14, 18) и Владислава Верестникова (16) - Ренато. Опера «Бал-маскарад» с выразительными ариями, дуэтами, яркими мелодиями, захватывающей интригой, сильной драматургией, неизменно собирает полные залы.
Читать в полной версии

Дирижировать спектаклями будет Лютаурас Бальчунас, дебютирующий 14 января на сцене Большого. Литовский дирижер выступал с Государственным симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, Литовским национальным симфоническим оркестром и др.

Впервые опера была исполнена в России силами итальянской труппы в Петербурге в 1861 году. Публика встретила ее восторженно. Журнал «Современник» в то время писал: «Постановка «Бала-маскарада» на нашей сцене не оставляет ничего больше желать... с первого же раза оркестр исполнял свое дело со строгим согласием и точностью... Последнее представление г-на Верди по справедливости заняло место в числе любимейших пьес итальянского репертуара. До 3 января 1862 года «Маскарад» давали семь раз, и всякий раз театр был почти полон, а рукоплесканиям и вызовам артистов, казалось, конца не будет». В Большом театре «Бал-маскарад» был впервые поставлен в 1880 году.

Верди написал «Бал-маскарад», свою двадцать третью оперу, в период творческого расцвета, однако история ее создания оказалась драматичной. Верди постоянно наталкивался на серьезные преграды. Вначале композитор никак не мог остановиться на каком-либо сюжете - он получил заказ от дирекции неаполитанского театра «Сан-Карло», причем право выбора сюжета предоставлялось самому Верди. В конце концов Верди обратил внимание на оперу известного французского композитора Даниэля Эспри Обера на либретто Э. Скриба «Густав III, или Бал-маскарад» и заказал либретто поэту Антонио Сомма. Однако неаполитанская цензура, узнав о том, что в новой опере Верди речь идет об убийстве короля, потребовала перенести события из Швеции в более удаленную страну и эпоху, а шведского короля Густава III заменить на менее значительную фигуру. Верди вынужден был пойти на уступки цензуре: опера была переименована в «Месть в домино».

И когда, наконец, либретто было готово - случилось непредвиденное. Феличе Орсини совершает в Париже покушение на Наполеона III, бросив бомбу в карету императора, едущего в театр на представление оперы Дж.Россини «Вильгельм Телль». Эти события перекликаются с сюжетной канвой новой оперы Верди. Король Густав III был убит в театре на маскараде шведским дворянином.

Неаполитанская цензура вновь воспротивилась постановке оперы, где речь теперь уже шла об убийстве пусть даже и не короля, но знатного вельможи. В этом случае Верди отказался переделывать либретто, судился с дирекцией неаполитанского театра «Сан-Карло», заказавшего ему оперу, и доказал свою правоту. В результате, Верди предложили поставить оперу в Риме. Опера получает окончательное название - «Бал-маскарад». Несмотря на все перипетии, премьера оперы, состоявшаяся в 1859 году, прошла с большим успехом - публика рукоплескала маэстро.

Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях