Политика, 14 янв 2015, 20:09

Депутаты предложили объявлять нежелательными иностранные компании

Запрет на работу в России власти смогут накладывать не только на иностранные НКО, но и на коммерческие организации, следует из одобренного профильным комитетом Госдумы законопроекта о нежелательных организациях. Такие компании не смогут открывать в России филиалы, нанимать персонал и рекламировать свою деятельность под угрозой уголовного преследования руководителей и работников, разъясняет автор инициативы
Читать в полной версии
(Фото: РИА Новости)

В перечень нежелательных в России иностранных организаций могут быть включены не только некоммерческие организации, но и коммерческие компании, следует из текста законопроекта депутатов Госдумы Александра Тарнавского («Справедливая Россия») и Антона Ищенко (ЛДПР). Закон можно будет применить к любой иностранной и международной организации, в том числе и к коммерческим компаниям, подтвердил РБК Тарнавский. Исходя из текста документа, подготовленного к первому чтению, и объяснений Тарнавского это так, согласен и собеседник РБК в профильном комитете Госдумы.

Законопроект о перечне нежелательных в России иностранных и зарубежных организаций в среду был рекомендован к первому чтению профильным конституционным комитетом Госдумы. Под действие инициативы попадают иностранные некоммерческие организации (НКО), на которые не распространяется​​ закон об НКО иностранных агентах (тот действует только в отношении российских НКО), пояснил РБК автор проекта Александр Тарнавский. Но закон может быть применен к любой зарубежной организации, в том числе к коммерческим компаниям, транснациональным корпорациям и т.п., говорит депутат. Включение в перечень нежелательных будет означать для коммерческих компаний и корпораций запрет на физическое присутствие в России: невозможность открытия структурных подразделений в России (те, что работают, должны будут закрыться), запреты на набор персонала и информационное продвижение их брендов в России, добавил Тарнавский. Сотрудничество российских и объявленных нежелательными зарубежных компаний будет возможно: запрета на внешнеторговые и инвестиционные сделки с запрещенными компаниями законопроект не предусматривает, уточнил собеседник РБК.   

Теоретически в перечне нежелательных могут оказаться и международные рейтинговые агентства, определяющие рейтинги российских компаний, не исключил собеседник РБК в Госдуме, Тарнавский с этим согласился. Но сам депутат в это не верит  последствия такого решения будут слишком серьезны. 

 «Я с уважением отношусь к США, как и к другим западным странам, и хочу, чтобы мы с ними дружили, развивали совместные бизнес-проекты, но это должна быть дружба на равных»,  сказал РБК Тарнавский. Россия вошла в международную финансовую систему, но попала в определенную зависимость от США, говорит депутат. Предложенный им законопроект не спасет российский рынок от внешнего давления, но может послужить одним из инструментов для его защиты, надеется собеседник РБК. 

МИД, ФСБ и Генпрокуратура, которые будут принимать решение о включении организаций в перечень нежелательных, должны сделать это так, чтобы не навредить экономическим интересам страны, говорит Тарнавский. То, что принимать решение будут три ведомства, а не одно, даст гарантию, что решения будут объективными, надеется собеседник РБК.  

«Закон может распространиться на любую иностранную компанию в различных вариантах ее представленности на территории России, – говорит руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП Сергей Елин. – Это иностранные компании, которые работают через представительства, через «дочку», через филиал». По его мнению, задача законопроекта – получить инструмент для «узкого ситуационного применения»: как в качестве возможных контрмер для защиты российских компаний за рубежом, так и для оперативного реагирования на действия иностранцев, которые «могут подрывать политический строй России».

В законе Елин видит больше плюсов: «Я бы не сказал, что он сильно ухудшит бизнес-климат. Решения будут приниматься с участием МИДа, подразумевается серьезная процедура». Он убежден: ограничивать деятельность реального иностранного бизнеса никто не будет, поскольку сегодня стоит задача – напротив – снизить отток капитала и «обеспечить продолжение проектов, в том числе и западных».

Законопроект прекрасно укладывается в общую логику развития политического процесса в стране, считает научный руководитель лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ Александр Чепуренко. «Страна – осажденная крепость, кругом враги», – иронизирует он. Впрочем, сегодня у правоохранительных органов и так достаточно рычагов, позволяющих максимально затруднить  деятельность компаний, которую они считают нежелательной, считает Чепуренко.

В среду профильный по этому проекту конституционный комитет Госдумы рекомендовал инициативу к принятию в первом чтении уже 20 января. «Учитывая, что организации могут являться одним из инструментов для ведения геополитической борьбы, а также принимая во внимание непростую международную обстановку, комитет отмечает актуальность и своевременность законопроекта»,  отмечается в заключении комитета.

Согласно законопроекту, за нарушение запрета организаторов и участников работы нежелательной организации​ предлагается наказывать административно и уголовно (административный штраф до 100 тыс. руб., уголовное наказание – до 500 тыс. руб. штрафа, до пяти лет принудительных работ, до восьми лет лишения свободы), им может быть ограничен въезд в Россию.​​​​ Получение денег и имущества от таких организаций гражданами, должностными лицами и юридическими лицами влечет наложение административных штрафов.​​  

Pro
«Начальник — неадекват»: что делать, если конфликты подрывают компанию
Pro
Отзывают лицензию на продажу алкоголя. Как избежать больших убытков
Pro
Ухватиться за ставку: как заработать на длинных ОФЗ благодаря политике ЦБ
Pro
Иностранному бизнесу все труднее уйти из России. Как меняется этот рынок
Pro
Стартап Boom испытал сверхзвуковой лайнер. Что это значит для авиации
Pro
«Гаситель энтузиазма»: 4 черты плохого руководителя — Fast Company
Pro
Как снизить затраты на бензин на 10–20% — 7 советов аналитика
Pro
«Второй сорт». Почему средний класс начал сливаться с бедняками