Политика, 14 фев 2017, 21:37

Вагон останется: почему начался энергетический кризис на Украине

Правительство Украины согласовало меры борьбы с энергетическим кризисом, связанным с нехваткой антрацитового угля, который поставляется в основном из Донбасса. Киевские власти винят в кризисе украинских активистов и Россию
Читать в полной версии
(Фото: Алексей Куденко / РИА Новости)

Правительство Украины запустило набор антикризисных мер в энергетике, сообщил 14 февраля вице-премьер страны Геннадий Зубко. Вводить чрезвычайное положение в отрасли правительство не стало. Министр энергетики Игорь Насалик ранее говорил, что его ведомство подготовило проект решения о чрезвычайном положении в связи с нехваткой антрацита, который используется на украинских энергогенерирующих станциях. Принятые меры позволят в оперативном режиме эксплуатировать энергоблоки теплогенерации, рассказал Зубко. По его словам, меры призваны обеспечить стабильную работу энергосистемы.

Блокада довела

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман во вторник возложил ответственность за кризис в энергетике на участников общественной блокады торговли с самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками. «Сейчас некоторые украинцы хотят собственными руками сорвать отопительный сезон, это недопустимо. Поэтому нам необходимо разграничить борьбу с контрабандой и борьбу с украинским народом», — заявил премьер на совещании правительства.

Торговую блокаду ДНР и ЛНР, в том числе железнодорожного сообщения, бойцы украинских добровольческих батальонов начали в конце декабря прошлого года. В ней принимают участие депутаты украинского парламента Егор Соболев и Семен Семенченко из оппозиционной фракции «Самопомощь».

По данным штаба блокады, в Луганской области железнодорожное сообщение заблокировано на протяжении 20 дней в районе станции Светланово. По данным штаба, был заблокирован проезд 14 400 вагонов (около 250 поездов). В Донецкой области на протяжении 12 дней заблокировано движение в районе города Бахмут (Артемовск), где не пропустили около 7200 вагонов (120 поездов). В Донецкой области в районе станции Кривой Торец движение заблокировано в течение четырех дней, активисты не пропустили 12 500 вагонов (210 поездов).

Вагоны с углем для Донецкого металлургического завода. 14 февраля 2017 (Фото: Михаил Соколов / ТАСС)

Украинская полиция ответила на действия радикалов возбуждением уголовных дел по четырем эпизодам блокирования путей. Действия активистов осудил глава представительства Евросоюза на Украине Хьюг Мингарелли. По его словам, главными жертвами блокады в Донбассе являются мирные жители.

Блокада нужна представителям партии «Самопомощь» для того, чтобы обеспечить пиар их законопроекту о временно оккупированных территориях — таковыми в партии требуют признать неподконтрольные Киеву районы Донецкой и Луганской областей, объясняет украинский политолог Вадим Карасев. Если бы этот закон был принят, прервались бы торговые отношения с неподконтрольными территориями, можно было бы возвести границу, минские соглашения по урегулированию конфликта были бы сорваны, говорит эксперт. Украинские власти избегают такого развития событий все время с начала конфликта на востоке страны.

Карасев указывает, что действия активистов напоминают действия тех, кто в 2015 году начал блокаду торговли с Крымом. Однако в отличие от ситуации с Крымом развивающийся сейчас конфликт угрожает энергетической безопасности страны и интересам украинского бизнесмена Рината Ахметова, которому принадлежат основные ТЭС и угольные шахты региона. Президент Петр Порошенко, по наблюдению эксперта, передал решение на уровень правительства, и, скорей всего, конфликт будет урегулирован, и поставки угля возобновятся.

Пресс-служба Минугля и энергетики ДНР отказалась давать комментарии. Источник, близкий к руководству республики, связывает блокаду с выступлениями украинских активистов. «Я не думаю, что это связано с экономикой, это метод политического давления, в том числе на ДНР», — рассказывает собеседник РБК. По его словам, ранее условия поставки угля устраивали обе стороны.

Российский аспект

По данным премьера Украины Владимира Гройсмана, 9 млн т антрацита из 24 млн т, потребляемых на украинских ТЭС за год, до блокады завозилось из Донбасса. Альтернативой поставкам угля с неконтролируемых территорий является либо импорт угля из России, либо запуск газомазутных блоков теплоэлектростанций, указывал Насалик. Антрацитовый уголь добывается в основном в Донбассе, в том числе в неподконтрольных сейчас Киеву районах, накопить достаточный запас угля правительство не могло из-за напряженной ситуации, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

По мнению вице-премьера Геннадия Зубко, ответственность за кризис лежит на России, которой «выгодна угроза энергоснабжения не только в Авдеевке, но и практически по всей Украине»: «[Россия] хочет, чтобы мы покупали российский уголь, и мы понимаем, что это будет такое принуждение». Значит ли это, что активисты «Самопомощи» действуют в интересах России, Геннадий Зубко не пояснил, но и другого объяснения своим словам не дал. Пока украинские чиновники уверяют, что к России обращаться не будут.

Авдеевский коксохимический завод (Фото: Глеб Гаранич / Reuters)

​В последний раз Украина вводила чрезвычайное положение на электроэнергетическом рынке в августе 2014 года. У страны возникли проблемы с транспортировкой угля на склады ТЭЦ из-за военных действий в Донбассе, объяснял занимавший тогда пост министра энергетики и угольной промышленности Юрий Продан (его слова передавал «Интерфакс-Украина»). После введения ЧС Украина ограничила экспорт электроэнергии, в том числе в Крым. Тогда на помощь пришла Россия: страны договорились о поставках российской электроэнергии на Украину, после чего Украина смогла восстановить энергоснабжение Крыма.

В 2016 году страны не стали продлевать договор о поставках российской электроэнергии, так как ситуация с поставками угля на Украине нормализовалась еще весной 2016 года. В 2016 году ФСК запустила энергомост в Крым с территории России, чем полностью обеспечила потребность полуострова в электроэнергии.

Поставки угля тем не менее продолжились. По данным российского ЦДУ ТЭК, поставки российского угля на Украину достигли в 2016 году 10,7 млн т, из них энергоугля — 5,7 млн т (рост на 25%). Россия может в любой момент увеличить поставку угля на Украину, но это политический вопрос, и пока он не обсуждается, сказал РБК федеральный чиновник.

Украина раздувает проблему: маршруты поставок можно освободить и продолжать закупать антрацит в ДНР и ЛНР, говорит чиновник. По его словам, украинские ТЭС строились под эти угли, использование кузбасского угля может привести к проблемам с оборудованием. России выгодно, чтобы Украина покупала антрацитовый уголь в Донецкой и Луганской областях: это позволит регионам зарабатывать, заключает собеседник РБК.

На следующий день, 15 февраля, кабинет министров Украины на своем внеочередном заседании ввел чрезвычайные меры в энергетическом секторе страны, которые, по словам главы украинского Министерства энергетики Игоря Насалика, продлятся не более двух месяцев.

Премьер-министр республики Владимир Гройсман отметил, что дефицит угля, который в настоящее время фиксируется в энергетическом секторе страны, был создан искусственно конкретными людьми, которых «знает вся Украина». Он подчеркнул, что украинское правительство принимает все возможные меры для борьбы с проявлениями контрабанды и будет «жестко» пресекать эти попытки «в любом уголке Украины». Глава правительства Украины также предупредил о возможных отключениях электроэнергетики, но заверил, что на такие меры власти пойдут только в крайних случаях.

Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам