Шольц заявил о готовности Киева создать закон об особом статусе Донбасса
Канцлер Германии Олаф Шольц по итогам переговоров с президентом Украины Владимиром Зеленским заявил, что последний пообещал представить законопроекты об особом статусе и выборах в Донбассе. Об этом он заявил во время брифинга.
«Президент меня уверил, что Украина представит проекты законов об особом статусе и о выборах для обсуждения», — сказал Шольц. Канцлер также призвал к прямым переговорам Киева и Москвы.
Во время пресс-конференции он выразил поддержку «нормандскому формату» и сообщил, что ожидает нового раунда переговоров советников лидеров стран, участвующих в формате.
Шольц также высказался о гарантиях безопасности, которых требует Россия от Запада, и о членстве Украины в НАТО. В частности, он подчеркнул, что пока этот вопрос не стоит на повестке дня. «И относительно членства в альянсе — на данный момент оно не актуально. И поэтому немного странно, что российское правительство сделало предметом больших политических дискуссий вопрос, который сейчас не стоит на повестке дня», — подчеркнул канцлер (цитата по «Униан»).
При этом он заверил, что принцип свободного выбора альянса не может быть предметом обсуждения.
Законодательное закрепление особого статуса ДНР и ЛНР, а также проведение местных выборов — ключевые условия минских соглашений, подписанных в 2015 году. С 2014 года в отношении непризнанных республик действует временный закон, который предполагает введение особого статуса, но только после полного вывода войск и проведения местных выборов. После выборов на территории ДНР и ЛНР на временной основе может быть введен особый порядок самоуправления. После того как независимость голосования на выборах подтвердит ОБСЕ, особый порядок самоуправления будет закреплен на постоянной основе. Закон принимается сроком на год, последний раз его продлили до конца 2022 года.
Россия настаивает на закреплении особого статуса Донбасса в Конституции Украины.
В начале февраля глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что Киев не будет давать Донбассу особый статус, который повлечет за собой право вето в отношении стратегических решений украинских властей. «Ни один регион Украины не получит право вето на какие-либо решения, касающиеся всей страны <...>. Не будет никакого особого статуса, как это себе представляет Россия, не будет права вето», — заявил он.