Политика, 14 дек 2018, 16:34

Клишас и Луговой внесли законопроект о суверенном Рунете

Парламентарии разработали меры по защите российского интернета от угроз со стороны других государств, в частности США. Эти меры гарантируют работу Рунета при невозможности подключения к зарубежным серверам
Читать в полной версии
Фото: Антон Балашов / РИА Новости

«Страна будет как на ладони»

В пятницу, 14 декабря, в Госдуму внесли законопроект о работе интернета в России с учетом возможных внешних угроз (есть у РБК). Соавторами проекта стали сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой.

Парламентарии решили разработать законопроект «с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США». В этом документе «Россия впрямую и бездоказательно обвиняется в совершении хакерских атак», отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Вашингтон угрожает России, Ирану и Северной Корее соответствующим наказанием за безответственные кибератаки, которые нанесли ущерб американским и международным компаниям.

Чтобы не пострадать в случае введения обещанных США мер, российские парламентарии разработали правила маршрутизации трафика и предложили условия контроля их соблюдения. «Создается возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи», — сообщается в пояснении.

Клишас в разговоре с РБК отметил, что законопроект обеспечивает независимость российского сегмента Сети от зарубежных серверов. Цель законопроекта — обеспечить возможность автономной работы Рунета. При этом не стоит опасаться снижения качества доступа в интернет. «Наоборот, возможность перераспределения трафика позволит улучшить его качество в местах массового скопления пользователей», — считает сенатор.

Его соавтор депутат Луговой заметил, что парламентарии не собираются создавать свой интернет, они намерены «создать устойчивый интернет внутри страны и свою систему доменных имен», благодаря чему «граждане смогут спокойно интернетом пользоваться».

Так как Россия не контролирует корневые серверы, которые традиционно находятся в Европе и США, то подобная система необходима, убежден депутат: «Теперь будут созданы условия, и вся страна будет как на ладони. Мы будем понимать, откуда к нам втекает интернет и откуда и где выходит».

Контроль над Рунетом

У авторов законопроекта и у российских властей в целом нет желания «отключать интернет и раскачивать лодку», сказал РБК Луговой. «Разве нашим людям понравится, если мы заблокируем интернет? Нужно быть полным идиотом, чтобы такое заявлять», — добавил парламентарий.

Однако опрошенные РБК эксперты сочли, что законопроект нужен для обеспечения контроля над интернетом. Российское правительство озабочено идеей контроля Сети, которая пока остается зоной свободной циркуляции информации, говорит политолог Николай Миронов. Судя по этому законопроекту, во внешней политике Россия намерена идти до конца и допускает доведение ситуации с санкциями до крайности, считает эксперт.

Задачи обеспечения национальной безопасности есть и у других государств, но обычно за рубежом обходятся без отрезания страны от мира, добавил политолог. Миронов считает, что за законопроектом могут стоять также лоббисты из числа поставщиков оборудования. «Пока интернет, конечно, не отключают, но это одновременно и зондаж общественного мнения на этот предмет», — заключил эксперт.

Руководитель общественной организации «Роскомсвобода» Артем Козлюк остановился на ключевых моментах законопроекта. Во-первых, оператор связи, установивший технические средства для противодействия угрозам, не обязан ограничивать доступ к информации по реестру запрещенных сайтов — это означает, что внутри этой обязательной системы внедряется также и фильтр Роскомнадзора. Во-вторых, налагаются новые обязанности на трансграничных операторов связи и точки обмена трафиком. В-третьих, Роскомнадзор наделяется полномочиями вмешиваться в маршрутизацию. Все эти меры приведут к созданию глобального российского цензурного файрвола, уверен Козлюк.

Техника защиты

В законопроекте определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком. Их владельцы, операторы связи, согласно документу, будут обязаны при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком.

В законопроекте предусматривается возможность установки на сетях связи «технических средств, определяющих источник передаваемого трафика». «Они должны будут обладать возможностью ограничить доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и путем запрета пропуска проходящего трафика», — отмечают авторы проекта.

Также документ предполагает создание инфраструктуры, позволяющей обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым интернет-серверам.

Становятся обязательными регулярные учения органов власти, операторов связи и владельцев технологических сетей «по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работоспособности российского сегмента сети «Интернет».

Впоследствии будут определены меры реагирования на угрозы работоспособности российского интернета и мобильных сетей. За это будет отвечать правительство, отмечают авторы законопроекта. «Меры реагирования определяются в том числе в ходе мониторинга функционирования технических элементов сети связи общего пользования», — говорится в документе.

Летом 2017 года аналогичный законопроект опубликовала Минкомсвязь. Предполагалось, что документ позволит Рунету функционировать в случае отключения от глобальной Сети. Он ограничивал иностранное участие в компаниях, владеющих точками обмена трафиком. Документ был подготовлен по итогам «цифровых учений», проведенных Советом безопасности России в июле 2014 года. В ходе них проверялось, может ли российский интернет продолжить работу в случае отключения от внешних серверов.

Поправки предусматривали требования к владельцам точек обмена трафиком в России. Согласно предложениям Минкомсвязи, их учредителями не могут выступать иностранное государство или зарубежное юрлицо, международные организации и юрлица с иностранным участием. Также были перечислены сведения, которые юрлица и индивидуальные предприниматели, использующие автономную систему или IP-адрес, должны будут предоставлять в Государственную информационную систему обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети «Интернет». Участники рынка о законопроекте отзывались критически.

В январе 2018 года «Коммерсантъ» узнал о смягчении законопроекта Минкомсвязи. После встреч с представителями крупнейших операторов ведомство отменило требование обязательно пропускать весь сетевой трафик через точки обмена, стоящие на учете у государства. Также были смягчены требования о запрете на иностранное участие в капитале сотовых операторов.​

Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
Индонезия против: почему в стране запретили новейшую модель iPhone
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Крипта «ракетит» после победы Трампа. Пробьет ли биткоин $100 тыс.