Кремль запустил проект по привлечению бюджетников и рабочих на выборы
Пять касаний
Масштабный проект по информированию и привлечению на выборы 18 марта бюджетников и сотрудников промышленных предприятий запущен администрацией президента, сообщили РБК три источника, близких к Кремлю. Проект, главной задачей которого является повышение явки, распространяется на всю страну, соответствующие инструкции были направлены в региональные администрации, сказали все три собеседника РБК.
Основной упор делается на работу с предприятиями, поскольку больших проблем с явкой бюджетников обычно нет, к тому же многие из них и так вовлечены в процесс выборов, будучи сотрудниками избиркомов, уточняет один из собеседников РБК. Речь в первую очередь идет об информировании сотрудников промышленных предприятий, но в целом решение о том, какие именно предприятия привлекать, остается на усмотрение местных властей, добавил другой источник, близкий к Кремлю.
За реализацию проекта в каждом субъекте отвечают региональные администрации, рассказывают два источника, близких к Кремлю. Задача чиновников — проинструктировать руководителей бюджетных организаций и крупных предприятий региона о необходимости участия в выборах их сотрудников, поясняет один из собеседников РБК. В свою очередь задача руководителей бюджетных структур и предприятий — максимально проинформировать коллектив о выборах и убедить сотрудников прийти проголосовать.
«Схема не подразумевает принуждения к голосованию, это скорее информирование о кампании», — говорит один из собеседников РБК. Также запрещается агитировать за какого-либо кандидата, речь идет только о явке на выборы, подчеркнули все три источника.
Кремлевский проект предполагает работу с людьми в «пять касаний», то есть в пять этапов взаимодействия с ними, утверждают все три источника РБК.
Сначала руководитель организации или предприятия должен определить ответственных за работу с подчиненными; следующий этап предполагает, что уважаемые в коллективе люди (так называемые референтные лица) проведут беседы с коллегами, объяснив им важность участия в выборах, рассказывают собеседники РБК. Далее в процесс включаются лично руководители предприятий или высокопоставленные сотрудники. Начальники, согласно проекту, должны будут обратиться к сотрудникам с призывом прийти и проголосовать. «Это могут быть директора школ (как бюджетных учреждений) или заводов, если речь идет о школах и заводах, это могут быть бывшие директора, если, например, действующий глава предприятия не очень авторитетен среди подчиненных», — поясняет один из источников. Обратиться с призывом прийти на выборы можно, по его словам, «через газету или радио, если в организации или на предприятии есть свое СМИ, также можно записать голосовые сообщения, которые направят коллективу».
За два-три дня до выборов сотрудникам вновь должны напомнить о дне голосования, то же самое — непосредственно 18 марта (два последних «касания»), уточнили все три источника РБК.
Проект подразумевает отчет предприятий перед региональными властями о том, как продвигается процесс информирования и какое количество сотрудников готовы идти на выборы, а какое — нет.
Ранее источники РБК рассказывали, что Кремль дал установку регионам превратить выборы президента в праздник для повышения явки. В числе проектов, которые предлагается задействовать в день голосования, — «Фото на выборах», школьные референдумы, «Большие семейные игры», «Профориентация», говорили собеседники РБК.
Ролики для нефтяников
Источник в одной из промышленных компаний сказал РБК, что у них есть установка: агитировать сотрудников прийти на участки. При этом об агитации за Путина речи не идет, добавил собеседник РБК. На предприятии компании, которое расположено в одном из моногородов, на встречах, касающихся участия в выборах, с сотрудниками общаются менеджеры среднего звена, добавил он. Кроме того, «компания обеспечивает» наличие в городе агитационных материалов.
Источник, близкий к «Ростелекому», также сообщил РБК, что установка на обеспечение явки среди сотрудников есть.
По корпоративному телевидению «Транснефти» идет разъясняющий ролик и транслируется презентация в виде слайдов, где говорится о том, что 18 марта будут выборы и как именно человек может на них проголосовать, сообщил РБК советник главы «Транснефти» Николая Токарева Игорь Демин. По его словам, это необходимо для того, чтобы сотрудники компании, в том числе работающие вахтовым методом, смогли проголосовать, даже если находятся в день выборов на рабочем месте. «В ролике объясняется, как брать открепительные талоны или проголосовать по интернету (через сайт госуслуг). Кроме того, на отдаленных нефтеперекачивающих станциях в административных зданиях могут быть устроены зоны для голосования», — сказал он.
По словам Демина, в условиях непрерывной работы предприятия некоторых сотрудников, особенно тех, которые работают в режиме суточной смены, будут вывозить централизованно на участок для голосования на автотранспорте компании. «Руководство компании и ее сотрудники считают нужным прийти на выборы: это гражданский долг. Но никаких репрессий к тем, кто на участки не придет, не будет», — подчеркнул он.
Компании и корпорации подключились
С крупными компаниями и корпорациями работает и ЦИК. Для сотрудничества на президентских выборах ЦИК заключила соглашения с Торгово-промышленной палатой России, фармацевтической компанией «Протек», «Почтой России», Российским союзом промышленников и предпринимателей, Ростуризмом, Сбербанком и госкорпорацией «Роскосмос», сообщается на сайте Центризбиркома. Все они договорились помогать ЦИК информировать граждан о выборах. Всем своим партнерам ЦИК обязалась предоставить «макеты и образцы информационно-разъяснительных материалов», разработанных для выборов компанией «ИМА-консалтинг».
Компании и объединения обязались оповещать о выборах своих сотрудников. Так, Торгово-промышленная палата по договору обязана информировать о выборах членов федеральной палаты, региональных торгово-промышленных палат и «муниципальных образований, органов и институтов, действующих при ТПП России и осуществляющих свою деятельность без участия иностранных организаций». Похожие соглашения подписали с местными избиркомами торгово-промышленные палаты Псковской, Свердловской, Саратовской, Самарской, Воронежской и Тульской областей. «Почта России» пообещала разместить плакаты с призывами приходить на выборы в отделениях связи и привлечь сотрудников почты к информированию населения о дате голосования.
По словам председателя ЦИК Эллы Памфиловой, сотрудники РСПП тоже будут участвовать в «деликатной просветительской работе» и «разъяснении всех избирательных новаций». Ростуризм взял на себя обязательство информировать о выборах россиян, находящихся за рубежом. Для них информация о голосовании будет распространяться через туристические офисы Visit.Russia, через официальный сайт Ростуризма, туристический портал Russia.Travel, сайты ассоциации «Турпомощь» и через туроператоров и их объединения.
«Роскосмос» обязался призвать на выборы сотрудников предприятий ракетно-космической отрасли. Комментируя это соглашение, Памфилова напомнила об избирательном участке, созданном на космодроме Байконур. Отдельно каждого из своих партнеров ЦИК обязала информировать избирателей о новых правилах голосования на президентских выборах по месту пребывания.
Самая масштабная кампания
Главный плюс проекта по информированию и привлечению на участки в том, что в нем четко обозначены границы допустимого, считает политтехнолог Григорий Казанков. «Не должно быть нажима [на сотрудников], санкций в случае нежелания идти на выборы и угроз. Недопустимо агитировать за какого-либо кандидата», — перечисляет он. Обратный эффект проект может дать только в том случае, «если людей будут заставлять голосовать под угрозой санкций и кары, и, к сожалению, нельзя исключать, что где-то действительно пойдут по такому пути».
«У нас работники более или менее крупных предприятий, занятые в производственной сфере, сфере услуг обслуживания плюс бюджетники составляют примерно треть избирателей», — говорит Казанков. Их участие в выборах, по его словам, может дать прирост явки в размере от 30 до 50% от числа тех, кто говорит, что скорее пойдет голосовать: «Главная задача — убедить тех, кто скорее готов проголосовать, действительно прийти на участки».
Согласно опросу ФОМ от 4 февраля, о своем намерении «совершенно точно» принять участие в выборах заявили 58,2% опрошенных, о нежелании участвовать — 8,7%. При этом по 3% граждан сказали, что «вероятнее всего» не придут голосовать и скорее придут, чем не придут. 9,1% респондентов заявили, что «скорее примут, чем не примут» участие в голосовании, а 13,6% — что «вероятнее всего» примут.
По количеству разных проектов, направленных на повышение явки, нынешняя избирательная кампания, «наверное, самая масштабная» с точки зрения мобилизации граждан, говорит политолог Константин Калачев. При этом административная и отраслевая мобилизация «часто могут дать обратный эффект». «С одной стороны, речь идет о добровольности участия в выборах, но с другой — предполагается, что в этом [проекте] так или иначе участвует административный ресурс», — рассуждает эксперт.
Важно понимать, какое количество «касаний» может действительно сработать на явку, а какое — приведет к раздражению людей, продолжает Калачев. Количество «касаний» в этот раз «может оказаться чрезмерным»: «К вам в двери может постучаться сотрудник УИК (чтобы проинформировать о выборах. — РБК), к вам обратится референтное лицо на предприятии, вы можете «попасть» под мобилизацию как член «Единой России». В итоге есть риск, что власть «может передавить», резюмирует эксперт.