Правозащитники признаны потерпевшими по делу о поджоге офиса в Грозном
В сообщении Комитета против пыток говорится, что организация признана потерпевшей по уголовному делу о поджоге в декабре 2014 года офиса Свободной мобильной группы правозащитников (СМГ). Об этом правозащитникам заявил полковник юстиции Калинин, принявший дело к производству.
Как сообщается в постановлении СКР, было установлено, что около 21 часа 13 декабря 2014 года что в результате пожара в офисе ущерб Комитета против пыток составил более 260 тыс. рублей.
Правозащитники также отмечают, что следствие проводит дополнительную проверку по заявлению СМГ о действиях чеченских полицейских, которые задержали сотрудников Комитета против пыток и изъяли у них всю имевшуюся аппаратуру. О проверке сообщается в письме заместителя генпрокурора Ивана Сыдорука главе президентского Совета по правам человека Михаилу Федотову.
Офис Комитета против пыток, расположенный в Грозном на улице Розы Люсембург, 19, сгорел через несколько дней после того, как глава организации Игорь Каляпин пожаловался в Следственный комитет и Генпрокуратуру на слова главы Чечни Рамзана Кадырова. Комитет против пыток указал правоохранителям на слова Кадырова по поводу родственников боевиков. «Если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом», — написал чеченский лидер в своем Instagram. На следующий день после жалобы правозащитников Кадыров заявил, что деньги от «западных спецслужб» исполнителям атаки боевиков на Грозный 4 декабря передал «человек по фамилии Каляпин». «Я не позволю никому, ни под какой маской содействовать бандитам. Мне нет разницы, какое у него в кармане удостоверение и от какого посольства [он] получает вознаграждения», — говорил Кадыров 10 декабря. Утром следующего дня после пожара сотрудников СМГ, работающих по эгидой Комитета против пыток, задержали чеченские полицейские. «В ходе странных обысковых мероприятий, которые сотрудники полиции проводили в отношении сотрудников СМГ Комитета против пыток, у них были изъяты телефоны, три фотоаппарата (один из них принадлежал журналистам компании «Аль-Джазира»), видеорегистраторы. Из служебного автомобиля СМГ были изъяты два ноутбука со служебной информацией», — сообщал глава Комитета Игорь Каляпин.
В споре между правозащитниками и Кадыровым по поводу ответственности родственников преступников сторону Комитета против пыток занял глава СПЧ Михаил Федотов. Он отметил, что в Чечне «есть свои традиции, но пока в законах России нет ответственности родственников преступников за совершенные преступления, никаких расправ над родственниками быть не может». В начале февраля прокуратура пришла к выводу, что в словах Кадырова по поводу ответственности родственников боевиков нет нарушений закона.
В конце декабря сообщалось, что «Комитет против пыток» был привлечен в качестве ответчика по иску МВД Чечни – ведомство потребовало от правозащитников опровергнуть опубликованные на сайте организации слова Мурада Амриева, который жаловался на пытки со стороны полицейских.