Новый закон о выборах прошел второе чтение
Согласно законопроекту, федеральные списки кандидатов должны выдвигаться только политическими партиями, имеющими право участвовать в выборах. Кроме того, документом не предусматривается создание избирательных блоков при проведении выборов.
В федеральный список кандидатов должны входить не более 500 кандидатов (по результатам первого чтения - 450), которыми могут быть не только члены партии, но и иные лица, число которых не должно превышать 50% от общего числа кандидатов.
Согласно документу, федеральный список кандидатов может содержать общефедеральную часть (не более трех человек) и в обязательном порядке разбиваться на региональные группы кандидатов, число которых не может быть менее 100 (в первом чтении - менее 4/5 от числа субъектов РФ). При этом общее число избирателей, зарегистрированных на территории, которой соответствует одна региональная группа, не может быть менее 650 тыс. человек и более 3 млн человек.
Согласно принятым во втором чтении поправкам, ЦИК РФ будет определять границы территорий, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов. Согласно поправкам, части территории субъекта РФ должны быть примерно равны по числу зарегистрированных избирателей, а допустимые отклонения предусматриваются в размере не более 15%. Региональная часть федерального списка должна охватывать всю территорию России. Регистрация списков, согласно документу, осуществляется на основании подписей избирателей или избирательного залога, причем партии, представленные в Госдуме, освобождаются от этой процедуры.
Финансирование подготовки и проведения выборов будет проходить за счет средств федерального бюджета, при этом политические партии, выдвигающие списки, обязаны создавать избирательные фонды для финансирования избирательной кампании. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда партии составляет 400 млн руб. (в первом чтении - 260 млн руб.).
В результате выборов в Госдуму проходят депутаты по федеральным спискам, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки в совокупности подано более 60% голосов избирателей. Если ни один из списков не получил 7 и более процентов (в совокупности 60%), то выборы признаются несостоявшимися.
В ходе сегодняшнего обсуждения законопроекта депутаты отклонили инициативу ЦИК РФ (принятую при первом чтении) о введении санкций для партии, если от депутатского мандата будет отказываться первая тройка федерального списка кандидатов. В частности, ЦИК предлагал в случае такого отказа передавать депутатский мандат другой партии, прошедшей в Думу. Однако депутаты, отклонив это предложение ЦИК, оставили все по-старому, то есть если кто-либо из первой тройки списка отказывается войти в Госдуму, то его место займет другой член партии.
За принятие законопроекта во втором чтении проголосовали 335 депутатов, против - 96.
Напомним, что накануне В.Путин своим распоряжением назначил председателя Центральной избирательной комиссии России Александра Вешнякова официальным представителем президента РФ при рассмотрении палатами Федерального собрания данного законопроекта.
Следует отметить, что Александр Вешняков высказал определенную неудовлетворенность рассмотрением президентского законопроекта о переходе на пропорциональную систему выборов. Как сообщил А.Вешняков журналистам в перерыве пленарного заседания Госдумы, в частности, он не удовлетворен отменой депутатами нормы законопроекта, согласно которой "если от депутатского мандата без вынужденных причин отказывается зарегистрированный кандидат общефедеральной части федерального списка либо занимающий первое место в региональном списке, то депутатский мандат передается другой партии".
Однако, как считает глава ЦИК, даже с отменой указанной нормы закона подобные методы вряд ли будут применяться в ходе предстоящих выборов. В частности, это касается тех случаев, когда на выборах в Госдуму в первую тройку кандидатов от партии включаются известные министры и губернаторы, а затем, пройдя в Госдуму, они отказываются от своих мандатов и передают их другим членам партии, зачастую даже неизвестным электорату. По мнению А.Вешнякова, применение одной и той же технологии на выборах два раза подряд маловероятно.