Политика, 15 июн 2009, 11:23

Москва нашла новый рычаг давления на Минск

"Демарш" Белоруссии, отказавшейся принимать участие в саммите ОДКБ, сегодня стал главной темой для обсуждения в российских СМИ, затмив главное, ради чего собирались страны - участницы договора - подписание соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР).
Читать в полной версии

Возникший "мясо-молочный" конфликт сильно обострил взаимоотношения двух стран, однако, судя по всему, решать спор мирными способами Россия и Белоруссия не только не собираются, но и готовят взаимные меры по дальнейшему противостоянию.

"У нас нет особого расстройства по поводу поведения Белоруссии. Видимо, кое-кому просто надоело быть президентом этой страны",— заявил газете "Коммерсантъ" высокопоставленный сотрудник администрации Дмитрия Медведева.

Как стало известно изданию, уже в ближайшее время Москва может начать новую атаку на Минск, на этот раз газовую. Еще в конце мая советник посольства РФ в Белоруссии по экономическим вопросам Андрей Кузнецов заявил, что Белоруссия расплачивается за российский газ не в полном объеме. "Цена на газ в первом квартале должна была составлять $210 за тысячу кубометров, однако оплата идет в пределах $150",— заявил дипломат.

Вопрос о цене на газ для Белоруссии обсуждался Дмитрием Медведевым и Александром Лукашенко еще в декабре 2008 года. Тогда они условились, что цена будет рассчитываться по следующей формуле: среднеевропейская цена с понижающим коэффициентом 0,8 за вычетом транспортных расходов и экспортной пошлины. Правда, в первом квартале 2009 года Минск "не заметил" повышения цены на газ со $128 до $210 за тысячу кубометров и оплатил поставки по прежнему тарифу, накопив за зиму около $70 млн долга перед Газпромом.

В конце марта в ходе переговоров двух президентов в Завидово решение, казалось, было найдено. Москва разрешила Минску оплачивать российский газ по среднегодовой цене около $150 за тысячу кубометров, причем период окончательного расчета был перенесен на конец года.

Однако эта договоренность осталась устной. Ни о каком юридическом оформлении стороны не сообщали. Официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов заявил "Коммерсанту", что "никаких дополнительных изменений в контракт с Белоруссией в этом году не вносилось". Это обстоятельство Россия может использовать как инструмент дополнительного давления на Минск, требуя исполнять условия контракта 2006 года и оплачивать поставки газа поквартально. Как сообщил источник в Газпроме, у монополии уже "имеются финансовые претензии к белорусской стороне в рамках действующего контракта". Сумму претензий в компании не раскрывают.

Конфликт, судя по всему, уже вышел на правительственный уровень. Как сообщило белорусское агентство "БелТА", за последние дни премьеры РФ и Белоруссии Владимир Путин и Сергей Сидорский провели два экстренных телефонных разговора.

В Минске также начали готовиться к большому противостоянию с Москвой. Начальник пресс-центра госпогранкомитета Белоруссии Александр Тищенко вчера сообщил, что по поручению Александра Лукашенко его ведомство готовится к "возможности введения элементов пограничного и таможенного контроля на границе с Россией". "С российской стороны присутствуют элементы пограничного и таможенного контроля. С белорусской стороны таких мер пока не вводилось",— сообщил он, добавив, что в случае принятия соответствующего решения пограничная и таможенная службы Белоруссии "в состоянии выполнить эту задачу в кратчайшие сроки".

Комментируя ситуацию, источник "Коммерсанта", близкий к руководству РФ, заявил: "Давление на нас бесперспективно. Мы уверены в своей правоте и пойдем до конца".

Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Что такое «брошенная корзина» и как вернуть покупателя
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Экспатам из России платят в Узбекистане $60 тыс. в год: в чем сложность