Политика, 15 июл 2024, 10:50

Глава Рособрнадзора призвал не брать в школу без знания русского языка

Дети мигрантов, поступающие на обучение в российские школы, должны обладать необходимым для обучения уровнем русского языка, сказал РБК руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. Сейчас в школы принимают независимо от знания языка
Читать в полной версии
Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

На обучение в российские школы следует принимать учащихся, обладающих необходимым знанием русского языка, сказал в интервью РБК руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Анзор Музаев.

«Я радикален. Если ты приезжаешь сюда с семьей и собираешься стать гражданином или временно жить, если ты хочешь, чтобы твои дети получали в этой стране образование, то они должны обладать определенным уровнем знания языка», — говорит Музаев.

По его мнению, семьи мигрантов редко «за неделю решают собрать чемоданы и переехать в другую страну», поэтому к переезду можно подготовиться, в том числе выучив язык. «Если брать Среднюю Азию, очень много выделено средств на строительство и функционирование русских школ и центров русского языка. Поэтому дети из семей, переехавших на постоянное место жительство в Россию, прежде чем придут в школу, должны выучить язык», — убежден Музаев.

«Почему мы должны брать в школу ребенка, который пришел в 7 класс, не зная вообще ни единого слова на русском?» — говорит Музаев. По мнению руководителя Рособрнадзора, если не выставлять такие требования, уважать и учить русский язык не заставить.

Согласно Конституции, в России «каждый имеет право на образование», гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Эту норму ранее критиковал и глава СПЧ. «Не должен числиться в школе ни один ребенок, не знающий русского языка», — говорил в июне председатель Совета по правам человека Валерий Фадеев. До этого он призывал обновить законодательные нормы так, чтобы в школы можно было не принимать детей, не знающих русский язык, и требовать обучение русскому языку в специализированном центре.

По данным Минпросвещения на июнь этого года, около 12% детей мигрантов, которые посещают российские школы и детские сады, не владеют вовсе или плохо владеют русским языком.

В интервью РБК Музаев также рассказал, что продолжается обсуждение возвращения проверки навыка говорения в экзамен по русскому языку для мигрантов. «Здесь есть важный момент с точки зрения видеофиксации. Например, если в суде или других разбирательствах иностранец утверждает, что не знает языка, но при этом сдавал экзамен с видеофиксацией, эти материалы можно будет использовать, чтобы понять реальный уровень его знаний», — рассказал Музаев.

Эта часть была изъята из экзамена в 2021 году. Вернуть ее в интервью РБК предлагала бывший ректор Института русского языка им. А.С. Пушкина Наталья Трухановская. «Словесная живая коммуникация — это главный гарант того, что будущий трудовой мигрант сможет адекватно выполнять профессиональные действия и социализироваться в обществе. Не так важно, знает ли он историю России и как быстро на карте Москвы найдет Красную площадь. Он должен понимать русскую речь, указания, которые ему даются на рабочем месте, он должен уметь изложить свои мысли как в профессиональной коммуникации, так и в бытовой среде», — отмечала Трухановская.

Процент мигрантов, не сдавших экзамен по русскому языку, с января по май 2024 года вырос с 3 до 30%, сообщило 3 июля Минобрнауки. В апреле 2024 года права принимать экзамены по русскому языку лишились центры помощи мигрантам. Раньше они могли это делать от имени российских вузов. По требованию Минобрнауки контракты с ними были расторгнуты.

Как стеснительному от природы человеку построить успешную карьеру
Кто лучший CEO 2025 года. Версия The Economist
Месть или расчет. Почему вернувшихся релокантов не берут на работу
Не начинайте «новую жизнь» после праздников. Вот как меняться постепенно
Налоги-2026: топ-5 ключевых нововведений для бизнеса
Реорганизация под прицелом: как ФНС взыскивает долги со связанных фирм
Без привычной защиты: как на мировом рынке надулся «двойной пузырь»
Товарный знак не используется: как зарегистрировать его себе