Эксперты сравнили эффективность ФСКН и МВД в борьбе с наркомафией
Отчетные данные
Эксперты петербургского Института проблем правоприменения проанализировали официальную статистику преступлений, связанных с наркотиками, и сравнили работу Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Министерства внутренних дел. Именно эти два ведомства отвечают в Росcии за борьбу с наркотиками, а в условиях экономического кризиса они вынуждены публично доказывать результативность своей работы, отмечают авторы исследования.
Каждое ведомство в рамках своей компетенции обязано содействовать в выявлении и пресечении любых преступлений, однако дублирование функций неизбежно ведет к их конкуренции. Главным средством конкуренции служат отчетные показатели, констатируют исследователи. Статистические показатели, связанные с раскрываемостью и другими характеристиками работы, кладутся в основу ежегодных и ежеквартальных отчетов о результатах работы каждого ведомства.
В России для учета преступлений, уголовных дел и самих преступников заполняются специальные статистические карточки первичного учета. Доступ к этим данным за исключением имен и фамилий фигурантов уголовных дел сотрудники ИПП получили благодаря содействию «открытого правительства» и Генпрокуратуры, объяснил РБК социолог ИПП Алексей Кнорре.
Ведомственные статьи
Сотрудники института изучили 535 тыс. наркопреступлений (квалифицированных по статьям 228–234 УК) за 2013–2014 годы. Почти две трети из них выявлены МВД, чуть больше трети — ФСКН, и только полпроцента приходятся на остальные ведомства, включая ФСБ и Следственный комитет, уточняют авторы исследования. Соотношение между ФСКН и МВД меняется, если изучать статистику по отдельным видам преступлений и регионам.
МВД регистрирует 75,6% преступлений по ст. 228 УК (хранение наркотиков без цели сбыта, чаще всего вменяемая наркозависимым). У ФСКН преимущество в делах по статьям УК 228.2 (нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ), 228.3 (приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств), 232 (организация либо содержание притонов) и 233 (незаконная выдача или подделка документов на право получения наркотических средств).
Распределение изымаемых видов наркотиков примерно одинаково в статистике МВД и ФСКН, исключение — анаболические стероиды и сибутрамин, которые сотрудники ФСКН изымают большими партиями, а полицейские почти не регистрируют.
Вес изымаемых наркотиков у ФСКН в среднем в два-три раза больше, чем у МВД. Это обсуловлено тем, что почти во всех случаях в общем вале изымаемых силами ФСКН наркотиков есть отдельные преступления с очень высокой массой изъятого.
В среднем сотрудники ФСКН изымают в 2-3 раза больше наркотиков. Но эта разница велика в относительных показателях, и невелика в абсолютных, подчеркивают авторы исследования. Так, сотрудники МВД изымают в среднем по 1 г наркотических веществ, а сотрудники ФСКН — около 2 г. В МВД изымают по 20 грамм каннабиодидов, в ФСКН — по 39 грамм, говорят авторы исследования.
Директор ФСКН Виктор Иванов весной, комментируя слухи о возможной реорганизации своего ведомства, говорил, что у МВД выше показатели по задержаниям рядовых наркопотребителей, но в поле зрения ФСКН — крупные поставщики и дистрибьюторы наркотиков. «90% всех оптовых партий наркотиков изымает именно ФСКН», — подчеркивал Иванов. В активе ФСКН есть очень крупные партии изъятых наркотиков, однако основная часть, более половины преступлений, состоит из партий, в которых масса самого крупного наркотика составляет несколько грамм, не согласны авторы исследования.
Разница в регионах
В регионах ситуация может сильно отличаться, как в удельном количестве наркопреступлений, так и в том, какое из ведомств — ФСКН или МВД — регистрирует большинство наркопреступлений. В Ингушетии, Карелии, Псковской, Магаданской и Сахалинской областях в регистрации наркопреступлений явно доминирует ФСКН. В Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Крыму и Свердловской области и других — МВД.
По-видимому, существует связь между населенностью региона и долей преступлений, зафиксированных МВД, предполагают авторы исследования.
Полицейские чаще ловят людей с наркотиками в густонаселенных регионах. Там же, где жителей меньше, преимущество у ФСКН.
Из исследования видно, что в крупных городах чаще случаются ситуации, когда неспециализированные на борьбе с наркотиками полицейские останавливают для обыска случайных подозрительных граждан и изымают у них наркотики, в то время как постоянная работа оперативников ФСКН позволяет им находить наркотики целенаправленно. Кнорре считает такое объяснение правдоподобным.
Конкуренция ведомств
В 2015 году в связи с сокращением государственных расходов и проектом реорганизации контрольно-надзорных органов в СМИ неоднократно обсуждалось упразднение ФСКН, а конкуренция между ведомствами приняла форму публичной полемики. В МВД демонстрировали статистику, указывая на раскрытые полицейскими две трети ото всех связанных с наркотиками преступлений, а также более широкие возможности большого ведомства. Иванов говорил о несопоставимости бюджетов и штата двух ведомств и разные задачи.
Громким стал случай противостояния между ФСКН и МВД в Татарстане. Здесь следователи ФСКН возбудили уголовное дело в отношении сотрудников отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) МВД по Татарстану. За этим последовало возбуждение дела СКР уже в отношении начальника оперативной службы УФСКН Республики Татарстан.
Конкуренция стимулирует достижение более высоких показателей, но они не отражают реальность напрямую и могут подвергаться деформации, предупреждают авторы исследования. Деформированные показатели демонстрируют только эффективность механизмов накрутки со стороны ведомств, констатируют социологи.
В пресс-службе ФСКН напомнили РБК, что директор ведомства Виктор Иванов еще весной во время научно-практической конференции в Екатеринбурге говорил об искажении криминальной статистики ради презентации работы ведомств, участвующих в борьбе с преступностью. По данным ФСКН, 75 процентов совершивших наркопреступления привлекается к уголовной ответственности за хранение одной или двух доз наркотиков для личного потребления. ФСКН предлагает применять к таким людям закон не для наказания, а для освобождения от наркозависимости, используя программы комплексной реабилитации и ресоциализации. Для этого подготовлен специальный проект федерального закона, уточняют в ведомстве.