Политика, 15 дек 2023, 18:40

В канцелярии Туска призвали дать уголовную оценку «смоленской комиссии»

Польское Минобороны ранее сегодня распустило комиссию, занимавшуюся расследованием крушения самолета Качиньского под Смоленском в 2010 году. В канцелярии Туска потребовали дать работе комиссии правовую и уголовную оценку
Читать в полной версии
(Фото: UPPA / ZUMAPRESS.com / Global Look Press)

Деятельность комиссии Минобороны по расследованию авиакатастрофы Ту-154 под Смоленском, в которой погиб президент республики Лех Качиньский, потребует правовой и уголовной экспертизы, заявил глава канцелярии польского премьер-министра Ян Грабец, передает Onet.

«Смоленская комиссия, безусловно, провалилась с точки зрения престижа Польши на международной арене. Ее обвиняли в фальсификации экспертных заключений и финансового менеджмента. <...> Я ожидаю, что это потребует правовой и уголовной экспертизы, — сказал Грабец.

Комиссию, которую возглавлял бывший министр национальной обороны Антоний Мацеревич, Минобороны республики распустило 15 декабря. Членов комиссии обязали урегулировать всю документацию до следующего понедельника. На пресс-конференции заместитель министра обороны Цезарь Томчик подчеркнул, что ликвидация комиссии стала «концом лжи польского государства».

«Отчет комиссии Миллера вновь является действующим отчетом от имени польского государства. Я не знаю, как обстоит дело с [бывшим министром национальной обороны] Антонием Мацеревичем и его странными исследованиями, которые, насколько я знаю, не были завершены, но одно можно сказать наверняка: отчет Ежи Миллера является действующим докладом и вернется на страницы Министерства обороны», — подчеркнул Томчик.

В Польше с 2015 года у власти находилась партия «Право и справедливость», которую возглавляет брат Леха Качиньского — Ярослав Качиньский. На последних выборах в нижнюю и верхнюю палаты парламента Польши, состоявшихся в октябре, партии Качиньского не удалось заручиться большинством в сейме, а новым премьер-министром страны был избран Дональд Туск.

Самолет Ту-154, на борту которого находились 96 человек, включая Качиньского, разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском. Делегация направлялась на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынского расстрела. Все находившиеся на борту погибли.

Изначально польская комиссия установила, что самолет на большой скорости опустился ниже разрешенной минимальной высоты и врезался в дерево в условиях плохой видимости. Однако позднее в Польше начали новое расследование. В 2017 году польские эксперты заявили, что есть доказательства взрывов на борту, и следователи вновь начали рассматривать версию, что катастрофа была спланирована.

В апреле 2022 года Мацеревич, который был главой комитета по расследованию авиакатастрофы, обвинил в крушении президентского борта российские спецслужбы. Тогда же он аннулировал отчет комиссии от 29 июля 2011 года и заявил, что в ходе расследования эксперты обнаружили следы взрывчатки на обломках самолета. Вместе с этим глава комиссии исключил человеческий фактор в качестве причины трагедии. Россия неоднократно опровергала свою причастность к трагедии. По версии СК России, крушение произошло из-за ошибки экипажа, который продолжал посадку в условиях отсутствия видимости.

Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Банк России приступает к продаже валюты. Что будет с курсом рубля
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Почему Intel строит крупнейшую в мире фабрику чипов за $28 млрд
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители