Автор письма президенту: Образовательный стандарт описывает рай
"В образовательном стандарте произошла стилистическая редактурная правка, что хорошо. Потому что хороший русский язык лучше, чем плохой. Более четко прописаны условия выбора, обозначены внятно обязательные предметы. Стала понятней написана концепция, и она в новой редакции не изменилась. А у общества и у профессионалов теперь возникли вопросы к самой концепции. Правда ли, что старшая школа должна быть исключительно профильной? Каковы гарантии государства и каковы ресурсы, которые обеспечивают их выполнение? Будет ли в реальности возможность выбора учеников своей образовательной траектории?", - задается вопросом учитель.
С.Волков считает, что большинство школ просто не смогут обеспечить выполнение стандарта. "Далеко не все школы у нас в стране обладают той базой - человеческой и материальной, чтобы реализовывать профильное обучение. Профилизация идет уже давно. За это время в стране возникло значительное число и профильных школ, и школ с углубленным изучением отдельных предметов, и школ, в которых предлагаются отдельные направления, и школ, где есть классы с углубленным изучением предметов. Вариативность существует уже сейчас. Как вчера сказал представитель министерства, у нас 40% учеников охвачены профильным образованием. Но почему это происходит? Видимо, у системы на столько хватает сил. Нельзя в каждой школе объявить профильное образование - не хватит толковых учителей, которые смогут вести предметы на профильном уровне", - уверен С.Волков.
Учитель не видит у современной российской школы ресурсов для реализации проекта: "Стандарт описывает рай. Я тоже за то, чтобы был рай. Но стандарт не описывает, как в этот рай прийти".
Предоставить ученику возможность реализовать все свои образовательные потребности внутри школ даже в условиях 2020г. будет невозможно, это фантастика, уверен педагог. Основная причина - отсутствие учителей. "Если ученик, воспользовавшись своим правом выбора второго иностранного языка, захочет изучать французский, испанский - языки, учителей которых в школе нет, что должен сделать директор школы? Нанять учителя? А если его нет? А если нет денег для того, чтобы его нанять? Придется ученику сказать: "Знаешь, ты, конечно, можешь выбрать, но в то же время и не можешь, потому что мы тебе ничего все равно не дадим". Школа что может, то и дает. И в реальности она даст ученику на выбор два-три направления, если она сдюжит, а может, не сдюжит и два. Если сейчас 40% школ профильные, а 60% - не профильные, это говорит только о том, что все, кто хотел и мог стать профильными, стали, а все, кто не может, остались общеобразовательными. Система не в силах этого сделать. А ресурсов, которые будут вложены в эту систему, чтобы все школы стали профильными, не видно, и в стандарте про это не написано", - отметил С.Волков.
Также в стандарте не прописано, что станет с итоговыми испытаниями, с ЕГЭ, который сейчас является определяющим для старшеклассников.
Решение проблем учитель литературы видит в серьезной подготовке учителей, повышении их статуса и существенном повышении зарплат. "Зарплата, на которую может сейчас рассчитывать пришедший в школу молодой специалист, - это три-четыре тысячи рублей. Скажите, кто из молодых креативных людей пойдет работать на такую зарплату? Учителя со стажем могут получить семь-восемь тысяч. Это позор! Учителя много где в мире получают немного, но у учителя есть статус, у учителя есть самоощущение, самооценка. В Советском Союзе это было. Это некий образ, который учитель в себе несет, миссия, которую он выполняет. Или есть это самоощущение, или об него вытирают ноги, тогда не надо и спрашивать с него", - заключил С.Волков.
Директор Центра образования "Царицыно"-548, член комиссии Общественной палаты по развитию образования Ефим Рачевский также считает, что обновленный документ стал значительно понятней. "Причем проект стал понятен не только мне. Я проверил на своей соседке, она работает вагоновожатой, она тоже поняла. Теперь, я полагаю, народ перестанет страдать по поводу того, что обязательными являются только физкультура и ОБЖ. И премьер поймет, и все поймут. Обязательных предметов теперь десять", - говорит он.
Ученики должны будут выбрать по одному-два предмета из шести предметных областей: "Филология", "Иностранный язык", "Общественные науки", "Математика и информатика", "Естественные науки". Также старшеклассникам будет предоставлена возможность взять курс по выбору и изучать, например, астрономию, искусство, дизайн или другой предмет, предложенный школой. Кроме предмета, ученики будут выбирать и уровень, на котором они хотят его изучать: интегрированный, базовый или профильный. Как было заявлено раньше, ОБЖ, физкультура и новый предмет "Россия в мире" станут обязательными для всех.
"Выборность предметов - это разумный шаг, кто-то в этой стране должен научиться выбирать не только депутатов Госдумы, но и свой жизненный путь", - считает Е.Рачевский. Он также отметил, что некоторые российские школы давно пошли по этому пути по собственному желанию. "Они дали возможность старшеклассникам на разных уровнях изучать различные предметы, которыми так богат отечественный учебный план - до 19 предметов, нигде в мире нет такого количества. Школьник может выбрать что-то на усиленном уровне, что-то - на стандартном, а что-то - на адаптивном. Это дает возможность концентрировать такие важные ресурсы как время, здоровье и деньги на избранном старшеклассником и его семьей образовательном маршруте в зависимости от того, что он хочет делать дальше", - рассказал директор школы.
Согласна с Е.Рачевским и директор Института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина. Она уверена, что право выбора индивидуальной образовательной программы и необходимость самостоятельно реализовать и защитить проект - принципиально верные решения. "Переход на компетентностный подход в образовании - это принципиально важно. Я за серьезную и глубокую детализацию образовательных программ в соответствии с предпочтениями, жизненными планами и способностями учащихся", - поделилась своей точкой зрения И.Абанкина.