Военная операция на Украине, 16 фев 2022, 00:54

Что Москва, Киев и Запад получили от напряженности вокруг Украины

В день предположительного начала «вторжения» на Украину Россия начала отвод сил от границы. Пока все участники событий могут считать себя в выигрыше, говорят эксперты
Читать в полной версии
Фото: РИА Новости

Как стороны оценили отвод части российских войск

Во вторник, 15 февраля, Россия начала отвод части войск от своей западной границы. Подразделения, закончившие участвовать в учениях, будут возвращены в пункты постоянной дислокации, заявили в Министерстве обороны. Ведомство также распространило видео с колоннами уходящей военной техники, погрузкой на эшелоны танков, боевых машин пехоты и самоходных артиллерийских установок.

Объявление об отводе части войск прозвучало в дни, когда напряжение на российско-украинской границе достигло высшей точки. Западные СМИ, в том числе Bloomberg и Der Spiegel, со ссылкой на источники предсказывали вторжение российских войск на Украину 15 или 16 февраля. О том, что в ближайшие дни может начаться война, официально заявляли и западные политики, в том числе Белый дом. Более сорока стран объявили об отъезде их дипломатов с Украины и рекомендовали своим гражданам покинуть страну.

Заявления Москвы об отводе части войск были с осторожностью встречены на Западе. Признаков деэскалации кризиса вокруг Украины в связи с началом отвода российских войск пока нет, заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

Президент США Джо Байден выступил вечером 15 февраля с обращением к американцам и россиянам. Байден назвал деэскалацию возможной, но отметил, что Вашингтон пока не смог подтвердить отъезд части российских войск из регионов неподалеку от границы с Украиной. Он вновь не исключил вторжения, и предупредил о возможных санкциях, но призвал дать шанс дипломатии.  На Украине дали другую оценку. «Нам удалось с партнерами сдержать Россию от любого дальнейшего обострения. Сегодня уже середина февраля, и вы видите, что дипломатия продолжает работать», — отреагировал на новость об отводе российских войск министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

Информация о начале возвращения российских войск в гарнизоны после завершения учений является позитивной, но за ситуацией следует наблюдать, заявил глава МИД Финляндии Пекка Хаависто.

«Мы слышим, что отдельные подразделения отводятся, и это хороший знак. Мы надеемся, что эта тенденция продолжится», — сказал на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом России Владимиром Путиным канцлер ФРГ Олаф Шольц. Российский лидер вновь повторил, что Россия войны не хочет.

«Не думаю, что мы находимся в конце этой истории и что никакой эскалации не будет. Ведь только сегодня Госдума приняла обращение к президенту о признании самопровозглашенных ЛНР и ДНР, да и учения продолжаются, к тому же похожая ситуация уже была весной — тогда тоже эскалация, казалось, закончилась, но осенью началась снова», — сказал РБК консультант International Crisis Group Олег Игнатов.

Путин после переговоров с Шольцем заявил, что не планирует действий, нарушающих минские соглашения. Таким нарушением в Киеве назвали возможное признание независимости самопровозглашенных республик. Ограниченный отвод российских войск от границы с Украиной является явным, хотя и предварительным признаком деэскалации, сказал РБК профессор в области международных отношений Колледжа Гамильтона Алан Кафруни.

Что получила Москва

Министр иностранных дел России Сергей Лавров 15 февраля на переговорах с польским коллегой Збигневом Рау отметил готовность НАТО и США обсуждать выдвинутые Москвой в декабре прошлого года предложения по гарантиям безопасности, в том числе неразмещение ракет средней и меньшей дальности в Европе и транспарентность военных учений НАТО. Стремительность, с которой НАТО изменило отношение к российским инициативам по безопасности, говорит, что еще «не все потеряно», заявил Лавров после переговоров. Тем не менее Москва пока не добилась от Запада главного — гарантий нерасширения НАТО и эмбарго на поставки оружия Украине.

Кроме того, нет прогресса на переговорах о политическом урегулировании конфликта на востоке Украины. С начала этого года в Париже и Берлине прошли уже две встречи советников лидеров стран «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия, Франция), но обе — без итогов.

«Россия получила огромное внимание к себе и огромный интерес к коммуникации с российскими официальными лицами, получила переговоры, которые она требовала от Запада. Запад не согласился на ключевые российские требования, но согласился на сам факт переговоров, и, скорее всего, они продолжатся. Были получены вполне конкретные предложения от США», — говорит Игнатов. На украинском направлении Россия мало чего добилась, потому что ее ключевые требования по исполнению минских соглашений не выполняются, Киев не может их реализовать, продолжает эксперт. В целом поддержание неопределенности ситуации позволило России сделать шаг назад с сохранением лица, полагает он.

В результате дипломатических инициатив и военного развертывания Россия достигла нескольких целей, согласен Кафруни. Во-первых, это стало сигналом для США и НАТО, что официальное, или «де-факто», вступление Украины в НАТО является красной чертой, которая приведет к огромным затратам для Украины; во-вторых, в более общем плане, архитектура европейской безопасности — и особенно статус Украины — теперь является предметом переговоров, а не сферой единоличных решений США, сказал профессор Кафруни.

Что получили Украина и страны Запада

С начала кризиса западные страны увеличили поставки вооружений Украине. Министр обороны республики Алексей Резников почти каждый день выкладывает в соцсетях новые фото военных транспортных самолетов, доставляющих оружие и боеприпасы из стран НАТО. США и Великобритания поставили противотанковое оружие (комплексы Javelin и управляемые ракеты NLAW) и средства противовоздушной обороны (зенитно-ракетные комплексы Stinger). Вашингтон также разрешил балтийским странам передавать Украине имеющиеся у них комплексы ПТРК И ПЗРК. Эстония передаст Украине Javelin, а Латвия и Литва — Stinger. О намерении безвозмездно передать Украине ПЗРК Grom и другое оружие заявила Польша. Готовность к поставкам выразили также Нидерланды и Чехия. В начале февраля Резников заявил, что Украина получила лицензию на производство у себя турецких ударных беспилотников Bayraktar.

По оценке российского МИДа, с момента появления тезиса о готовящемся вторжении России на Украину в ней приземлились от 25 до 30 бортов с оружием. Нельзя сказать, что это много, отметил дипломатический собеседник РБК, и привел сравнение — для переброски контингента в Казахстан в начале января России потребовались 150 рейсов. Однако увеличение поставок все равно тревожит Москву. Здесь считают, что одна из причин, по которой Западу было выгодно поддерживать нарратив о готовящемся российском вторжении, — это возможность в результате быстрее поставить оружие на Украину. «Та помощь, которая была рассчитана на год, была доставлена за несколько месяцев», — отметил собеседник РБК.

«Украина в данной ситуации находится в выигрыше. Она получила больше западного оружия, больше западной поддержки, укрепился образ Украины как жертвы конфликта с Россией. Сейчас именно так ее воспринимает западная общественность», — говорит Игнатов. Отвод российских войск не будет воспринят на Украине как слабость, считает замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.

«Это все равно что вы приставили к чьему-то горлу нож, человек смертельно испугался, а потом вы убрали нож. Воспримет он это за слабость?» — риторически спрашивает он. В пользу того, что на Украине фактически царила паника, по его мнению, говорит отъезд из страны депутатов Верховной рады и бизнесменов и рекордный отток капитала. «Россия нанесла серьезный удар по экономике и государственной системе Украины, ведет диалог с США, и уже даже видны некоторые признаки прогресса. Значит, давление достигло своего результата», — добавляет эксперт.

Президент США Джо Байден, по мнению Игнатова, успешно консолидировал союзников в Европе, а если войны не будет, то он сможет сказать, что солидарные действия Запада остановили ее.

Россия готова к тому, что США заявят о своей победе, отметил во вторник Лавров: «Запад если еще не сказал, то обязательно скажет: «Вот видите, мы как нажали на них, как Байден цыкнул, они сразу испугались и выполнили наши требования».

По оценке профессора Кафруни, нынешний кризис, напротив, продемонстрировал отсутствие единства внутри НАТО. «Несмотря на драматическую и подстрекательскую риторику, исходящую, в частности, из Лондона и Вашингтона, в большинстве европейских столиц, особенно в Париже и Берлине, существует широкое признание того, что угрозы санкций Байдена будут разрушительными не только для России, но и для европейской и мировой экономики», — сказал он.

Сохраняется ли угроза санкций

Администрация США и власти Евросоюза неоднократно повторяли, что в контексте украинской ситуации рассматривают экономические санкции как инструмент для сдерживания эскалации, который не может быть применен заранее.

В частности, подход Вашингтона заключался в «телеграфировании» всех возможных санкций и их экономических последствий для России, которые могут наступить в случае вторжения на Украину. Хотя президент Украины Владимир Зеленский недавно призвал ЕС ввести превентивные санкции в отношении России, отчетливых сигналов того, что Запад готов отойти от выбранной линии, не появилось. На прошлой неделе правительство Великобритании, следуя этому подходу, расширило свои полномочия по введению антироссийских санкций, распространив угрозу на госпредприятия и компании в стратегических секторах российской экономики, но при этом подчеркнуло, что это потенциальный инструмент на случай эскалации украинского конфликта. А советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан на брифинге 11 февраля, отвечая на вопрос, возможны ли санкции до вторжения, повторил, что его администрация придерживается прежней стратегии.

Тем не менее есть свидетельства того, что ограниченные новые санкции против России возможны и без полноценной военной эскалации конфликта. В январе Байден предупредил, что Россия может применить по отношению к Украине тактику неконвенциональных действий, таких как кибератаки или наступления частей, «не носящих российскую военную форму». По словам президента США, такие атаки в «серой зоне» тоже станут триггером для возможного ответа Вашингтона, включая санкции. Даже при отсутствии военного конфликта повышается вероятность таких мер, как запрет на участие американских инвесторов во вторичном рынке российского госдолга и блокирующие санкции в отношении высокопоставленных чиновников, государственных институтов и финансовых активов сторонников Владимира Путина, указало в феврале международное рейтинговое агентство Fitch.

Все действительно будет зависеть от действий в «серой зоне», таких как кибератаки, дестабилизация украинского правительства, дезинформация, возможное признание ДНР и ЛНР, сказала РБК приглашенный научный сотрудник Финского института международных отношений, специалист по санкциям Мария Шагина. В случае таких действий могут быть введены точечные санкции («дежурные» визовые запреты или заморозки персональных активов), однако это не будут те «ядерные» опции вроде отключения банков от системы SWIFT или запрета на поставки в Россию американских технологий, которые обсуждались в прессе, считает она. Проблема в том, что члены ЕС никак не могут прийти к консенсусу, считать ли триггером для санкций невоенные действия, добавила она.

Как росла напряженность на границе с Украиной

  • Непрерывное нагнетание обстановки на границе России и Украины продолжается уже более трех месяцев. В октябре прошлого года в западных СМИ начали появляться сообщения о том, что Россия наращивает военное присутствие на западной границе. В ноябре The New York Times со ссылкой на источники сообщила, что американская разведка предупредила европейских коллег, что «осталось мало времени», чтобы помешать Москве начать военные действия в соседней стране.
  • Не только западные политики, но и Россия играла на обострение. 18 ноября прошлого года Владимир Путин дал МИДу поручение добиваться от США и НАТО «предоставления России серьезных долгосрочных гарантий безопасности». Для этого, заявил он, необходимо «как можно дольше» поддерживать Запад в «состоянии напряжения». Через месяц Москва в ультимативной форме передала США свои требования по безопасности — среди них было требование гарантировать нерасширение НАТО, в том числе невключение в альянс Украины.
  • В Москве ни разу не говорили о намерении вторгнуться на Украину, но не исключали, что при определенных условиях силовой ответ возможен. «Если в разумный срок конструктивного ответа [на требования Москвы] не последует <...>, то Россия будет вынуждена принимать все необходимые меры для обеспечения стратегического баланса и устранения неприемлемых угроз нашей безопасности», — заявил в конце прошлого года Лавров.
  • Москва также намекала и продолжает намекать, что может изменить статус-кво другим способом. В конце января первый заместитель председателя Совета Федерации Андрей Турчак заявил, что Россия должна оказать поддержку самопровозглашенным Донецкой и Луганской республикам в виде поставок отдельных видов вооружений. 15 февраля Госдума проголосовала за то, чтобы обратиться к Владимиру Путину с просьбой признать независимость ДНР и ЛНР.
Pro
Крипта «ракетит» после победы Трампа. Пробьет ли биткоин $100 тыс.
Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
«Станет богаче, чем когда-либо». Как Трамп заработал на выборах
Pro
Как монетизировать личную экспертность и получать до ₽500 тыс. в месяц
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
Плюс 246% в корзину: чему магазинам стоит поучиться у Netflix