Политика, 16 июл 2007, 23:05

МИД РФ отреагировал на высылку российских дипломатов из Великобритании

Сегодняшнее решение Лондона подтверждает нагнетание в последнее время в общественно-политических кругах Великобритании русофобских настроений, которые теперь перекинулись во внешнюю политику. Об этом говорится в заявлении МИД России по российско-британским отношениям.
Читать в полной версии

Российское внешнеполитическое ведомство напомнило, что, выступая сегодня в палате общин британского парламента, министр иностранных дел по делам Содружества Великобритании Д.Милибэнд в качестве "ответных шагов" на "нежелание" Москвы "сотрудничать" в выдаче Андрея Лугового объявил о предстоящей высылке из Великобритании четырех сотрудников российского посольства, а также об ужесточении визовой практики в отношениях с Россией.

"Действия официального Лондона похожи на хорошо срежиссированную акцию, цель которой - сознательно политизировать расследование т.н. "дела Литвиненко", по которому российская сторона всегда была готова сотрудничать, но на строго профессиональной основе", - говорится в заявлении МИД. Как считают в российском внешнеполитическом ведомстве, британской стороне хорошо известно, что Конституция Российской Федерации не предусматривает возможности выдачи российских граждан иностранным государствам. Эта позиция согласуется и с Европейской конвенцией о выдаче, которая позволяет государству-участнику отказывать в экстрадиции своих граждан.

Вместе с тем сама Великобритания многократно отказывала в выдаче граждан других стран, подозреваемых в совершении уголовных, в том числе террористических преступлений. Среди таких "отказников" - многие граждане России, включая открыто призывавшего к свержению законной российской власти Бориса Березовского и пособника международных террористов Ахмета Закаева. Лондон также отвечал отказом на запросы об экстрадиции со стороны Швейцарии, Бельгии, Франции, Аргентины. В 2001г. Великобритания отказала США в выдаче Ясира Эс-Сирри, подозреваемого в помощи террористам, убившим лидера антиталибской оппозиции генерала Масуда. "Поэтому ни с точки зрения права, ни с точки зрения морали позиции Лондона незащитимы", - говорится в документе.

Критику в адрес британских властей направил и Совет Федерации. Так, заместитель председателя комитета СФ по международным делам Василий Лихачев назвал действия Великобритании в отношении России "неадекватными". "Политика эскалации, которая стала активно проводиться Великобританией в отношении России, вызывает только разочарование", - сказал российский сенатор журналистам.

"Венская конвенция о дипломатических сношениях и иммунитетах от 1961 года дает четкие основания, когда то или иное государство прибегает к высылке дипломатов из своей страны, но это достаточно крайние меры в дипломатии, тем более что российские дипломаты в данном случае не давали никаких оснований британской стороне для того, чтобы ставить вопрос о их высылке", - подчеркнул он.

По мнению В.Лихачева, действия британской стороны представляют собой "не столько реакцию на отказ в выдаче А.Лугового Великобритании, сколько свидетельствуют о дальнейшей политизации и обострении отношений с Москвой". "Прослеживаются не просто действия, связанные с выдачей или невыдачей господина А.Лугового. Складывается впечатление, что речь идет о согласованной политике со стороны определенных западных кругов, которые предпочитают забывать о том, что Россия является суверенным государством и членом ООН. Создается такое впечатление, что на Западе начал реализовываться согласованный, в том числе и в рамках Евросоюза, план по идеологическому и психологическому давлению на Россию", - сказал В.Лихачев.

Вместе с тем в прошлые годы, когда Великобритания "также предпринимала действия по высылке советских дипломатов со своей территории, как правило, наступал момент, когда официальный Лондон "давал задний ход", напомнил сенатор. Он предположил, что "впереди, видимо, нас ждут еще определенного рода действия со стороны официального Лондона, но все это будет происходить до определенного момента". По его мнению, необходимо проводить британско-российские консультации по складывающейся ситуации. "Москва вправе потребовать от британской стороны объяснений своих действий", - сказал В.Лихачев. "Действовать в сложившейся ситуации надо, опираясь не только на принципы современного международного права, в частности принцип уважения государственного суверенитета, но и на специальные нормы международного и дипломатического права", - добавил он.

Напомним, что сегодня министр иностранных дел Великобритании Д.Милибэнд заявил, что Великобритания вышлет из страны четырех российских дипломатов, работающих в посольстве РФ в Лондоне. Выступая перед парламентом, глава британского МИДа отметил, что данные действия являются прямым ответом на отказ России выдать Великобритании бизнесмена Андрея Лугового - главного подозреваемого в деле об убийстве Александра Литвиненко. "Сложившуюся ситуацию правительство не приветствует и пыталось избежать. Однако у нас нет никакого другого выбора, кроме как сделать это", - заявил Д.Милибэнд, комментируя принятое решение.

Также он сообщил, что британское министерство иностранных дел пообещало изменить порядок выдачи виз российским гражданам из-за отказа России экстрадировать в руки британского правосудия бизнесмена Андрея Лугового. При этом британское правительство также пообещало пересмотреть "ряд аспектов" отношений с РФ.

Как позднее отметили в посольстве Великобритании в РФ, изменение порядка выдачи британских виз коснется только российских чиновников и не будет распространяться на студентов и бизнесменов.

Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности