Политика, 16 ноя 2023, 15:35

Смогли ли Байден и Си на переговорах в Сан-Франциско превзойти ожидания

Байден подтвердил, что по-прежнему считает лидера КНР диктатором, а Си — претензии на Тайвань
Президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин провели переговоры на полях саммита АТЭС в Сан-Франциско. Результат встречи полностью соответствовал ожиданиям экспертов. Подробности — в материале РБК
Читать в полной версии
(Фото: Kevin Lamarque / Reuters)

Как встречали Си в Сан-Франциско

Си Цзиньпин прибыл в Сан-Франциско 14 ноября, накануне саммита с Джо Байденом. В аэропорту его приветствовали губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом и глава Минфина США Джанет Йеллен, которая на протяжении последней недели закладывала фундамент предстоящей встречи, тесно контактируя с китайским вице-премьером Хэ Лифэном.

Хотя Си прилетел в США для участия в саммите Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), его переговоры с Байденом было решено организовать за пределами форума, в имении «Филоли», расположенном примерно в 40 км к югу от города и известном своими садами. Там Си ожидали красная дорожка и почетный караул.

По данным CNN, встреча готовилась максимально тщательно, ее планирование заняло несколько месяцев, а само место переговоров из соображений безопасности до последнего держали в секрете от всех, включая представителей Белого дома. Организаторы переговоров с американской стороны сообщили CNN, что обговаривались мельчайшие детали: место, где будет сидеть Си во время встречи с президентом США, цветы, которыми украсят помещение, меню.

Байден приветствовал своего визави на крыльце имения, они с улыбкой пожали друг другу руки. «Я думаю, крайне важно, чтобы мы с вами четко понимали друг друга как лидер лидера, без каких-либо заблуждений или недопониманий», — сказал он. Президент США заявил, что они оба несут ответственность перед своими народами за совместную работу, в том числе для противодействия незаконному обороту наркотиков и использованию искусственного интеллекта. Он подчеркнул, что конкуренция между США и Китаем не может привести к конфликту. «Ничто не заменит личного обсуждения. Я всегда находил наши дискуссии прямыми и откровенными», — сказал Байден.

В ответ Си напомнил, что отношения между Китаем и США «никогда не были гладкими на протяжении последних 50 лет» и всегда сталкивались с проблемами того или иного рода. Тем не менее стороны продолжали двигаться вперед, «несмотря на перипетии и повороты». «Для двух крупных стран, таких как Китай и США, повернуться спиной друг к другу — это не вариант. Одной стороне нереально перестроить другую, а конфликты и конфронтация имеют невыносимые последствия для обеих сторон», — отметил Си. Он также счел нужным подчеркнуть: конкуренция между крупными странами не считается преобладающей тенденцией нынешнего времени и не может решить проблемы, стоящие перед КНР, США и всем миром.

Переговоры Си и Байдена продолжались четыре часа (половину времени занял рабочий обед), потом китайский лидер посетил гала-ужин с американскими бизнесменами, среди которых были Тим Кук и Илон Маск. Участие в мероприятии стоило от $2 тыс. (столик на восьмерых плюс одно место за столом лидера КНР обошелся компаниям в $40 тыс.).

В МИД КНР сообщили, что Си пробудет в Сан-Франциско до 17 ноября.

Почему на саммит не возлагали особых надежд

Переговоры в Сан-Франциско пришлись на крайне напряженный период в двусторонних отношениях. Администрация Байдена продолжила начатую еще при его предшественнике Дональде Трампе торговую войну, вводя против Китая новые экспортные ограничения, в основном в технологической сфере и прежде всего в области разработки искусственного интеллекта. В прошлом году в октябре Министерство торговли ввело ограничения на поставки в КНР высокопроизводительных чипов и оборудования для производства микросхем для систем искусственного интеллекта. Спустя год американские власти расширили ограничения на линейку чипов A800 и H800, выпущенную Nvidia для обхода прежних санкций.

Но главным камнем преткновения в отношениях остается проблема Тайваня. Вопреки заявленной приверженности принципу «одного Китая» США активно наращивают поставки вооружений на остров, а Байден неоднократно говорил о готовности защитить его в случае китайского нападения. Растет напряженность и в Южно-Китайском море, где увеличивается военное присутствие США и где расположены две группы островов, на которые претендуют Китай и пять других стран.

Критическим моментом в двусторонних отношениях стал инцидент с китайским аэростатом, сбитым над территорией США в начале года. В июне госсекретарь США Энтони Блинкен отправился с официальным визитом в Китай, чтобы смягчить напряжение, но сразу же после его возвращения Байден назвал Си диктатором, чем во многом нивелировал достигнутый прогресс.

По всем этим причинам от переговоров в Сан-Франциско не ждали многого. Опрошенные РБК эксперты отмечали, что накопившиеся противоречия слишком велики, чтобы лидерам Китая и США удалось выйти на прорывные соглашения. Важен был прежде всего сам факт личной встречи, на которой Джо Байден и Си Цзиньпин смогли бы откровенно обсудить наиболее волнующие их темы, прежде всего Тайвань.

Еще до начала переговоров было известно, что американский и китайский лидеры все же планируют заключить новые договоренности, прежде всего о возобновлении контактов между военными двух стран и о запрете на внедрение искусственного интеллекта в беспилотники и системы контроля над ядерным оружием. Кроме того, Байден и Си должны были объявить о соглашении, по которому Пекин обязался бы расширить борьбу с поставками синтетического опиоида фентанила и его прекурсоров в США: передозировки этого сильнейшего наркотика уже стали одной из основных причин смерти американцев в возрасте от 18 до 45 лет.

Насколько итоги соответствовали ожиданиям

Китайское агентство «Синьхуа» сообщило, что Си повторил Байдену позицию насчет Тайваня, заявив, что «Китай в конечном итоге неизбежно с ним воссоединится». Газета South China Morning Post со ссылкой на американского чиновника отметила, что китайский лидер назвал вопрос Тайваня наиболее острым в двусторонних отношениях с США и попытался донести до американского коллеги, что Пекин не намерен возвращать островное государство в свой состав силой.

Байден же, выступая перед журналистами после встречи, сказал, что Тайвань обсудили кратко. Он также подытожил договоренности, достигнутые с Си. Наиболее ожидаемым было решение возобновить диалог по военной линии, окончательно прерванный после визита спикера палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань летом прошлого года. «Мы вернулись к прямому, открытому, ясному общению», — сказал Байден, отметив, что диалог будет восстановлен и на высшем уровне между ним и Си. «Мы с ним договорились, что каждый из нас может ответить на телефонный звонок напрямую и нас сразу же услышат», — пояснил он.

Американский президент также сообщил о подтвержденной на встрече готовности КНР препятствовать экспорту веществ, используемых при производстве фентанила. В соответствии с соглашением Китай будет преследовать химические компании, производящие прекурсоры этого наркотика. Кроме того, эксперты из США и КНР проведут встречу для обсуждения рисков, связанных с использованием искусственного интеллекта.

Отвечая на вопрос журналистов, по-прежнему ли он считает Си диктатором, Байден сказал, что его мнение не изменилось. «Он диктатор в том смысле, что он один управляет коммунистической страной, правительство которой полностью отличается от нашего», — уточнил президент США. Но закончить все же решил позитивно: «Тем не менее мы добились прогресса».

«Поскольку оба лидера столкнулись с сильными экономическими и политическими трудностями, неудивительно, что встреча была расценена обеими сторонами как успешная. Она представляла собой возврат к статус-кво, который был до фиаско с летательным аппаратом», — сказал РБК профессор в области международных отношений Колледжа Гамильтона Алан Кафруни. По его мнению, высказывание Байдена о Си как о диктаторе было «явно незапланированным», при этом китайские СМИ либо проигнорировали этот факт, либо преуменьшили его значение. Си же «на своем роскошном и тщательно срежиссированном банкете с титанами корпоративной Америки» стремился повысить уровень инвестиций, которые снижались на фоне слабого восстановления китайской экономики после пандемии COVID-19, продолжает эксперт. «Однако глубокие структурные конфликты в отношениях, наиболее ярко и опасно проявившиеся в технологической войне Америки с развитием полупроводников в Китае и растущем наращивании военной мощи в западной части Тихого океана, сохраняются», — резюмировал Кафруни.

Pro
Как повысить эффективность работников склада: 12 главных шагов
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Нашли нового CEO. Что делать, чтобы он не сбежал через месяц
Pro
Гайд по витаминам: какие бывают, откуда получить и чем могут быть опасны
Pro
Новые ограничения по валютному законодательству-2024: как они работают
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе