Что мешает Башару Асаду развить наступление из Алеппо
Эвакуация гражданских лиц и пожелавших сдаться комбатантов из осажденных сирийской армией кварталов Алеппо продолжалась два дня. По данным Красного Креста, к началу первого дня зону боевых действий покинули свыше 3 тыс. мирных жителей и 3 тыс. боевиков, примкнувших к так называемой умеренной оппозиции и пожелавших сложить оружие.
Договоренность о выходе оппозиционных сил и мирных жителей из города и начале перемирия была достигнута во вторник под гарантии Москвы и Анкары, однако начать этот процесс удалось только в четверг.
По данным Минобороны России, из города вышли почти 6,5 тыс. человек. Из них половину составили бывшие повстанцы. Есть и еще более масштабные оценки. Как сообщает корреспондент Al Jazeera Зейна Ходр со ссылкой на турецкие власти, к десяти часам утра пятницы число покинувших город достигло 8 тыс. человек.
Ночью вывод людей из города шел без инцидентов, но около полудня телеканал Aleppo24 сообщил о том, что один из конвоев с беженцами якобы был остановлен проправительственными ополченцами и гражданскими, которые сначала потребовали ускорить эвакуацию сторонников Асада из анклава в провинции Идлиб (окруженного отрядами оппозиции), а затем открыли огонь по конвою. Сирийские правительственные СМИ сообщили, что повстанцы также обстреляли другой конвой на КПП в Алеппо. О пострадавших информации не было.
Цель — удержать Алеппо
В интервью телеканалу «Россия24» президент Сирии отметил, что о полном освобождении Алеппо можно будет говорить лишь тогда, когда ему ничто не будет угрожать. Для этого надо укрепить позиции сирийской армии в Алеппо и прервать каналы поставок оружия в город из Идлиба, пояснил он. «В данный момент между Алеппо и Идлибом имеется прямой канал коммуникации, поскольку в самом Алеппо и за его пределами, как и в Идлибе, находится «Джабхат ан-Нусра» (с июля 2016 года «Джабхат Фатх аш-Шам», запрещенная в России террористическая группировка. — РБК)», — рассказал Асад.
В Идлибе и его окрестностях сконцентрированы основные силы поддерживаемой Западом вооруженной оппозиции. Туда уже примерно полгода вывозят сложивших оружие повстанцев из других районов Сирии. В четверг из провинции Дамаск в Идлиб прибыла очередная партия комбатантов, присоединившихся к режиму прекращения огня, сообщил начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Валерий Герасимов. «В Идлиб вывезены 5744 человека, среди них — 3674 боевика и члены их семей, амнистированы 3624 человека, которые пожелали вернуться к мирной жизни», — отметил Герасимов (цитата по «РИА Новости»).
По данным сирийских и западных СМИ, в провинции дислоцируются и радикально настроенные группировки, в том числе и «Джабхат Фатх аш-Шам». По оценке бывшего посла США в Сирии Роберта Форда, взять провинцию Идлиб под свой контроль войскам Асада удастся в течение года. Установление контроля и удержание позиций в западной части Сирии будет зависеть от расстановки сил и от объема поддержки, оказываемой Дамаску союзниками — Россией, Ираном и ливанским вооруженным движением «Хезболла».
В последние месяцы Асад бросил большую часть сил на освобождение густонаселенного и плодородного запада страны, оставив другие фронты незащищенными. Истощенная продолжительной гражданской войной сирийская армия не в состоянии удерживать свои позиции на нескольких фронтах одновременно, о чем свидетельствует отступление правительственных войск из Пальмиры, освобожденной в марте этого года от ИГИЛ («Исламское государство», организация признана террористической и запрещена в России).
В связи с этим эксперты сходятся во мнении, что после освобождения Алеппо Дамаск не начнет наступления на восточном фронте. «Уже через несколько месяцев после российского вмешательства стало ясно, что Москва перебросила силы и средства слишком поздно, сирийская армия в значительной степени уже распалась на группы ополченцев, которые сражались против врага, но в значительной степени оказались неспособными удержать захваченные позиции. Операция в Алеппо может оказаться весьма дорогостоящей и привести к потерям в других зонах боевых действий», — говорит Майкл Кофман, научный сотрудник Кеннановского института при Центре им. Вудро, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Основная цель Асада в ближайшее время — освобождение территории западнее Алеппо, а также севера провинций Латакия и Хама, чтобы окружить силы умеренной и радикальной оппозиции в провинции Идлиб. «Только после того, как боевики будут выдавлены и частично ликвидированы в провинции Идлиб, начнется борьба с «Исламским государством». Скорее всего, это будет весной следующего года, возможно, в сотрудничестве с США», — говорит российский военный эксперт Владимир Евсеев.
Наступление на Пальмиру откладывается
Асад в интервью российскому телеканалу также пообещал вернуть под контроль Пальмиру. Однако окончательное решение о развитии военной операции будет принято совместно с российским командованием и иранским руководством, уточнил он. «Какой город будет освобожден следующим зависит от того, где наибольшее скопление террористов, получающих логистическую помощь из других стран», — заявил президент Сирии.
Наступления на Пальмиру и Ракку в скором времени не предвидится, уверен Евсеев. Об этом же говорит источник Reuters. «Режим забыл о Ракке уже давно и сделал ее заботой американцев. Пусть те, кто обеспокоен террористами ИГИЛ, и избавляются от них там», — передало агентство слова высокопоставленного чиновника, лояльного Дамаску.
После поражения в Алеппо поддерживаемая западом вооруженная оппозиция продолжает в основном присутствовать на пограничной с Турцией территории на севере провинции Алеппо, между городами Азаз и Джараблус, в провинции Идлиб, в некоторых районах Восточной и Западной Гуты (провинция Дамаск), а также в провинции Дераа на юго-западе страны. ИГИЛ в основном занимает районы, расположенные к востоку от Пальмиры вплоть до иракской границы. На граничащей с Турцией территории на севере страны контроль по-прежнему удерживают Демократические силы Сирии, в состав которых входят курдские Отряды народной самообороны (YPG).