Политика, 17 фев 2003, 12:12

Премьера “Собора Парижской Богоматери” в постановке Пети на сцене Большого

“Собор Парижской Богоматери” - “плод воображения, каприза и фантазии”. Так писал о своем романе Виктор Гюго в 1831 году. “Подобная история вполне могла бы случиться в наши дни”, - считает Ролан Пети, поставивший 130 лет спустя балет на сюжетной основе романа Гюго и воссоздавший сегодня свою постановку для труппы Большого театра. Премьерный показ одного из самых известных балетов французского хореографа состоялся на основной сцене Большого 15 февраля.
Читать в полной версии

“Собор Парижской Богоматери” - “плод воображения, каприза и фантазии”. Так писал о своем романе Виктор Гюго в 1831 году. “Подобная история вполне могла бы случиться в наши дни”, - считает Ролан Пети, поставивший 130 лет спустя балет на сюжетной основе романа Гюго и воссоздавший сегодня свою постановку для труппы Большого театра. Премьерный показ одного из самых известных балетов французского хореографа состоялся на основной сцене Большого 15 февраля.

По признанию самого Пети, ставя “Собор...” в Большом, он ничего не менял. Спектакль остался таким же, как в момент его создания в 1965 году. “Есть балеты, - говорит Пети, - которые эволюционируют в зависимости от того, кто танцует заглавные партии, например, “Юноша и смерть”, но “Собор…” к таковым не относится”. В московском спектакле в точности воспроизведены хореография, костюмы, декорации (сценография - Рене Алльо, художник по костюмам - Ив Сен-Лоран).

Концепция современности и жизненности истории Квазимодо и Эсмеральды в балете Пети решена в духе экспрессионизма, опирающегося на минимализм драматургии, сценографии и костюмов. Пети не изображал действительность, а выражал ее суть через страстность, яростную эмоциональную экспансию и даже “взвинченность” танца и одновременно через абстракцию и обобщение, глобальность конфликта. Танец вырисовывает все те страхи, страсти и комплексы, которые владеют персонажами. В плане экспрессионистического выбора хореографа особенно важна музыкальная ткань спектакля. Партитуру написал по заказу Пети Морис Жарр, больше известный как автор нашумевших саундтреков. Он создал более 150 саундтреков, а его звуковую дорожку к “Лоуренсу Аравийскому” многие критики считают лучшей за всю историю кино. Музыка “Собора...” в полной мере отвечает художественной установке Пети - это ярко, гротескно, выразительно, каждый танцевальный момент подкреплен интонационно, каждое эмоциональное движение озвучено. “Материальная минималистичность” постановки, выгодно оттеняющая экспрессивность танца, наиболее заметна в декорациях - конструкции, схематично намечающие контуры собора, эскизные зарисовки Парижа на заднике сцены. Такие же лаконичные костюмы придумал Ив Сен-Лоран - маленькие трапециевидные платья на шнуровке, мужчины в прямоугольных куртках и трико и т.д. И каждый раз небольшие детали, отсылающие к Средневековью.

Что касается драматургии, то здесь минимализм проявился в том, что в балете всего четыре персонажа: Квазимодо, Эсмеральда, Клод Фролло и Феб . В Парижской Опере в 1965 году Квазимодо танцевал сам Пети, в нынешней постановке эту партию на премьере исполнил Николай Цискаридзе. “Квазимодо в исполнении Цискаридзе отличается от моего, как и от Квазимодо других танцовщиков. Цискаридзе привносит в образ больше яркости, силы - такую энергетику, которой я раньше не видел”, - рассказывает Пети. Причем партия Квазимодо впервые в спектакле Пети стала полноценной в танцевальном смысле, в предшествующих постановках это был мимический образ. Уродство Квазимодо передано нестандартно - при помощи танца: внешний облик героя отражает угловатая, изломанная пластика. И даже бутафорский горб постановщику не понадобился. Эсмеральду танцевала Светлана Лунькина, к которой Пети особо благоволит. Маэстро считает, что Лунькина входит в тройку-четверку лучших танцовщиц мира. Партию Клода Фролло убедительно исполнил Ян Годовский. На роль Феба был приглашен молодой танцовщик, которого Пети выбрал из кордебалета - Александр Волчков.

Пятый герой в балете, причем очень активный, - толпа. Особая роль кордебалета в “Соборе…” стала одной из причин, по которой именно этот балет Пети был выбран для постановки в Большом в нынешнем сезоне. Этот балет позволяет выдвинуть кордебалет вперед и использовать его в полной мере, считает Пети. Во многих других балетах, в особенности XIX века, это сделать трудно - кордебалет в основном просто стоит и смотрит на двух солистов, которые танцуют в центре. А в “Соборе…” роль кордебалета такая же важная, как и у главных персонажей, и он активно действует: толпа то изумляется уродству Квазимодо, то молится в церкви, то радуется спасению Эсмеральды, то требует ее казнить.

Как ни странно, Пети был первым французским хореографом, поставившем в Париже балет по “Собору Парижской Богоматери” - роману французского писателя, в котором действие происходит во Франции, - несмотря на всю его популярность у французов. Со времени написания романа балеты на основе этого романа много раз ставились в Англии, Германии, Испании. В России балет, ставившийся, в основном, под названием “Эсмеральда”, имел фантастический успех, чему в немалой степени способствовал, в частности, исполнительский состав первой постановки, созданной в Петербурге: Феба танцевал Мариус Петипа, Эсмеральду - Фанни Эльслер, Гренгуара - Жюль Перро, поставивший спектакль. В Москве именно Эльслер впервые поставила “Эсмеральду”. А в постановке Петипа “Эсмеральда” стала “коронным” спектаклем Матильды Кшесинской. И лишь французские хореограф, по загадочной причине не обращались к этому сврехпопулярному сюжету. Причем для консервативной Парижской Оперы постановка Пети 1965 года была равносильна взрыву. До того времени на ее сцене не было места экспериментам - новому танцевальному рисунку. И теперь спектакль, некогда совершивший революцию в балетной эстетике, вошел и в репертуар Большого. “Собор Парижской Богоматери” - пятый спектакль, поставленный Пети на сцене Большого театра, где в разные годы были показаны “Гибель Розы”, “Сирано де Бержерак”, “Пиковая дама” и “Пассакалья”. Очередные премьерные показы “Собора Парижской Богоматери” на сцене Большого театра пройдут 18 и 20 февраля.

Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Как часто компании подставляют друг друга — исследование
Pro
Большой обзор ИТ-систем для работы с кадрами: цены, примеры и минусы
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
В мире миграционный бум. Экономики каких стран могут пострадать
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов