Политика, 17 мар 2016, 16:17

Интернет-отрасль раскритиковала законопроект о новостных агрегаторах

Интернет-компании не смогут исполнять нормы законопроекта о приравнивании агрегаторов новостей к СМИ, заявили представители отрасли. СМИ в случае принятия закона могут лишиться трафика. Депутаты обещали доработать проект
Читать в полной версии
(Фото: Евгений Курсков/ТАСС)

Представители интернет-компаний и средств массовой информации в четверг обсудили законопроект о приравнивании новостных агрегаторов к СМИ на расширенном заседании комитета Госдумы по информационной политике.

Обсуждавшийся законопроект внесли в феврале депутаты профильного комитета Алексей Казаков («Справедливая Россия») и Александр Ющенко (КПРФ). Согласно задумке авторов, в случае если суточная аудитория новостного агрегатора превышает 1 млн человек, на него должны накладываться те же ограничения, что и на СМИ. Агрегаторы новостей должны будут самостоятельно проверять (и нести ответственность за эти материалы) распространяемую ими информацию, препятствовать появлению публичных призывов к террористической деятельности, экстремистских материалов, на них распространится запрет на владение иностранцами более 20% бизнеса (который с 1 января 2016 года действует в отношении СМИ). За неисполнение этих требований агрегаторам грозят штрафы от 100–200 тыс. до 5 млн руб. Проблемы для интернет-компаний

Если законопроект будет принят в нынешнем виде, «Яндекс» не сможет соблюсти ряд его критериев, сообщила на заседании директор компании по правовым вопросам Екатерина Фадеева. Прежде всего, по ее словам, речь идет о норме о премодерации перепечатываемых «Яндекс.Новости» материалов СМИ. «Яндекс.Новости» агрегируют около 100 тыс. сообщений от 7 тыс. источников, это делается в автоматическом режиме. Проверять достоверность таких объемов информации у компании нет возможности, это предложение депутатов избыточно и неисполнимо, заявила Фадеева.

Она подчеркнула, что если новостные агрегаторы хотят приравнять к СМИ, то для них должны быть предусмотрены такие же возможности освобождения от ответственности, какие действуют для СМИ в ст.57 закона СМИ. Эта статья, в частности, снимает со СМИ ответственность за перепечатку сообщений информационных агентств в случае их недостоверности и т.д.

Трудности возникнут и с соблюдением ограничения на иностранное участие в компаниях, отметила Фадеева. «Большинство больших интернет-игроков имеют западные компании в организационной структуре. Но де-факто эти компании являются российскими организациями, разрабатывают технологии на территории России. Это ограничение [прописано] расплывчато, его сложно соблюдать», — объяснила юрист. Это предложение считывается как ограничение инвестиций в российские интернет-компании, согласился руководитель юридической службы Mail.Ru Group Антон Мальгинов.

Под прописанные депутатами нормы попадут и социальные сети, высказал опасение директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев. Депутат Казаков возразил, что социальные сети под закон не попадут.

В законопроекте не описан механизм его исполнения  для иностранных агрегаторов, высказал опасение директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

Представитель Google Russia, замдиректора по взаимодействию с госорганами Илья Глазунов, сказал, что компания пока изучает законопроект и не имеет позиции.

Проблемы для СМИ

Агрегатор новостей — точка продажи контента для СМИ, и проблемы агрегаторов скажутся и на средствах массовой информации, отметила шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская. Агрегаторы приносят от 10 до 50% трафика для СМИ, привела оценку гендиректор ИД «Коммерсантъ» Мария Комарова.

Законопроект не содержит ни одного четкого критерия, кроме 1 млн посетителей, отметил руководитель юридического отдела газеты «Ведомости» Владимир Румянцев. Даже методология того, как и кем будет считаться этот 1 млн посетителей, в документе не прописана, сказал советник президента Герман Клименко.

Будь как СМИ: что думают о законопроекте власть и интернет-компании
Фотогалерея

В законопроекте употребляется понятие «новостная информация», но ее определение не дается, рассказал Румянцев. Газета против данной редакции законопроекта, сказал он.

После принятия закона интернет-ресурсы уменьшат число используемых источников информации, считает секретарь Союза журналистов России Денис Токарский. Его поддержал первый зампредседателя комитета по СМИ Андрей Туманов. «Не должно быть слишком много порядка», — рассудил депутат, приведя в пример опыт ограничения информации в Советском Союзе.

Оправданные меры

Предложения депутатов оправданны «в условиях информационного противостояния», законопроект распространит российскую юрисдикцию на весь интернет, поддержал авторов документа президент ЗАО «Издательство «Семь Дней» Дмитрий Бирюков. Агрегация новостей стала использоваться в политических целях, и то, что эта сфера не урегулирована законом, «не может продолжаться бесконечно», сказал председатель думского комитета по информполитике Леонид Левин.

«Мы продолжим обсуждение с отраслью, и если в процессе выяснится, что какие-то нормы технически неисполнимы, они могут быть исключены, — заявил РБК Левин. — Наиболее спорные моменты пока — это премодерация [новостей] и 20% иностранного участия».

Советник президента по интернету Герман Клименко призвал депутатов доработать законопроект. По словам Клименко, законопроект содержит много развилок в определениях. «В нашей отрасли нет устоявшихся терминов. <...> Сейчас мы пытаемся дать определение новостным агрегаторам. Я уважаю депутатов, но надо быть аккуратнее. Мы [в интернете] не злые, мы хорошие», — сказал Клименко.

Законопроект будет рассматриваться комитетом по СМИ для принятия или отклонения к первому чтению не раньше второй половины апреля, свой отзыв еще должно предоставить правительство, пояснил Левин. Он обратил внимание, что консультации с отраслью продолжатся, поскольку нет задачи создать проблемы для бизнеса или мешать конкуренции.

Законопроект был разослан в профильные ведомства для получения отзывов. Свой отрицательный отзыв уже дало Минкомсвязи — в министерстве считают, что законопроект губительно скажется на бизнесе интернет-компаний и на аудитории онлайн-СМИ.

Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства