Политика, 17 апр 2001, 18:17

Ядерные отходы все же будут ввозить в Россию

Минатом уверен, что завтра депутаты Госдумы проголосуют за законопроект о ввозе иностранного облученного ядерного топлива (ОЯТ) в Россию.
Читать в полной версии

Виноградов отметил, что российские атомщики, прежде всего, хотят вернуть на территорию России российское ядерное топливо, поставляемое на зарубежные атомные станции. В частности, отсутствие такого законопроекта заставило финских атомщиков на АЭС Ловииса строить специальное хранилище для ОЯТ. Также замминистра отметил, что на сегодняшний день мощности по переработке ОЯТ в России загружены только на 25%.

Комментируя заявление экологических общественных организаций, Виноградов напомнил, что хранение и переработка ОЯТ в России осуществляются на двух специализированных предприятиях, на них же будет перерабатываться и иностранное топливо. То есть увеличения числа мест для организации такого производства не планируется.

В то же время он назвал возможности ввоза иностранного ОЯТ в Россию крупнейшей инвестиционной программой Минатома. Это связано с тем, что оплата за хранение и переработку топлива будет поступать сразу, а фактическая переработка начнется после истечения необходимого технологического периода хранения сроком до 20 лет. Таким образом, оплата за хранение и последующую переработку ОЯТ Минатомом воспринимается как крупное привлечение инвестиций в развитие отрасли объемом до 20 миллиардов долларов.

Виноградов также подчеркнул, что фактический ввоз зарубежного ОЯТ не начнется сразу после принятия законодательного решения. Также он отметил, что за свою долю на рынке переработки ОЯТ России предстоит серьезная конкурентная борьба - например, для ОЯТ, полученного от реакторов американского образца, действует ограничение законодательства Соединенных Штатов.

Вчера о том же говорил и министр РФ по атомной энергии Александр Румянцев. По его словам, проект ввоза ОЯТ облученного ядерного топлива из-за рубежа получил поддержку российского правительства. "Любое производство опасно для человека, а проект ввоза ОЯТ в Россию является не самым сложным из всех проектов, которые осуществляет Минатом РФ", - подчеркнул Румянцев.

Он также отметил, что с 1977 года Россия ведет активную переработку своего облученного топлива. По его словам, ввоз ОЯТ может в какой-то степени являться компенсацией вытеснения России с рынка поставок свежего ядерного топлива. Он отметил, что на сегодняшний день объем таких поставок РФ в зарубежные страны составляет 600 миллионов долларов.

"Однако в последние годы зарубежные конкуренты пытаются усилить свое влияние на рынках, которые традиционно считались нашими", - отметил Румянцев. В частности, британская компания "Вестне Гаус" предложила свои услуги по поставке свежего топлива для АЭС Украине и Финляндии. По мнению Румянцева, принятие поправок к законам и разрешение ввоза ОЯТ на территорию РФ может существенно укрепить позиции России на рынке поставок свежего топлива для АЭС. При этом объем мирового рынка ОЯТ составляет 200 тысяч тонн. Основными конкурентами Росси на нем являются Франция, Великобритания и Япония.

Напомним, что 22 марта вопрос о ввозе в Россию отработанного ядерного топлива для его хранения и переработки был снят с повестки дня Госдумы, что, возможно, послужило причиной отставки бывшего министра атомной энергетики Адамова.

Тогда депутаты при повторном голосовании поддержали предложение фракций "Яблоко", СПС и ряда представителей других депутатских объединений исключить из повестки дня заседания этот блок законопроектов. Палата приняла решение вернуться к рассмотрению этих документов после парламентских слушаний по проблеме обеспечения радиационной безопасности РФ, намеченных на 9 апреля. За предложение проголосовали 339 депутатов, против - 10, воздержавшихся не было.

Несмотря на то, что в первом чтении за законопроект проголосовали более 300 депутатов, во втором чтении проект встретил трудности при прохождении. Ряд депутатов выступили против законопроекта, заявив, что ввоз ОЯТ серьезно ухудшит экологическую ситуацию в России. По инициативе Сергея Апатенко («Единство»), в Госдуме создана группа депутатов различных фракций, которые протестуют против ввоза ОЯТ в Россию. Причем, по их словам, в России существует всего два хранилища ОЯТ, одно из которых заполнено на 90%, второе - на 40%. Таким образом, в стране в настоящее время возможности хранения даже собственного ОЯТ практически исчерпаны, считает Апатенко. Он подчеркнул, что проблемы возникают также при транспортировке ОЯТ, во время которой возможны аварии, тем более, что в России нет специальных контейнеров для перевозки ОЯТ.

Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу