Кравцов счел оправданным отказ от Болонской системы для педвузов
Министр просвещения России Сергей Кравцов считает оправданным возвращение к специалитету в вузах для некоторых специальностей, в том числе для педагогических. Такое мнение он высказал в интервью телеканалу РБК на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
«С точки зрения педагогического образования очень странно, чтобы, например, учитель истории в магистратуру ехал во Францию или в Германию и изучал преподавание истории, в том числе истории России, в другой стране. Мы все прекрасно понимаем, к чему это может привести. То же самое относится и к ряду других специальностей, например военного профиля, которые не перешли на бакалавриат и магистратуру», — сказал Кравцов.
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
Министр отметил, что подготовка специалистов в ключевых отраслях, в том числе учителей, должна основываться на отечественных традициях. «И в этом отношении пятилетняя подготовка в свое время достаточно себя зарекомендовала. Это очень хороший опыт. Это и сильная теоретическая подготовка и, что важно для педагогического образования, время для практической подготовки», — пояснил он.
Кравцов, который окончил Московский государственный открытый педагогический университет по специальности «учитель математики и информатики» и имеет степень доктора педагогических наук, рассказал о собственном опыте. «Со второго курса, я помню, я уже работал вожатым в пионерском лагере, с четвертого курса ходил на уроки, а с пятого курса уже преподавал в школе. И это очень сильно помогает», — уверен он.
По мнению министра, четырех лет бакалавриата недостаточно, чтобы получить практические знания. «При этом очень важно, чтобы, завершая педагогический вуз, студент был готов к работе в школе. Поэтому, на мой взгляд, возврат к специалитету, в том числе в педагогическом образовании, оправдан. Понятно, что есть определенные особенности, и здесь тоже нужно обсуждать это уже с учетом введенной системы бакалавриата и магистратуры, но постепенно, на мой взгляд, переход к специалитету в системе педагогического образования будет оправдан», — заключил он.
В конце мая министр науки и высшего образования Валерий Фальков объявил о намерении России выйти из Болонской системы (четыре года бакалавриата и два года магистратуры вместо пятилетнего специалитета, а также возможность студентам одного вуза продолжить обучение в другом, в том числе за рубежом). По его мнению, страна должна перейти на «собственную уникальную систему образования», основанную на «интересах национальной экономики».
Среди огрехов западной модели обучения Фальков назвал случаи, когда «человек без профильного образования поступает в совершенно другую магистратуру». «Я не говорю, что нужно прямые траектории устанавливать, что на юриспруденцию сможет поступить только юрист. Наверное, экономисты могут и в маркетинг пойти, но довольно странно, если у нас выпускник журфака пойдет на энергомашиностроение», — указал он. При этом об упразднении бакалавриата и магистратуры при перестройке системы образования в вузах речи не идет, уточнил глава Минобрнауки.
По словам замминистра науки и высшего образования Дмитрия Афанасьева, взамен будет создана национальная система образования, в которой учтут «позитивный опыт» Болонской.
В начале июня российские вузы были исключены из Болонской системы.