Июньские протесты не добавили Навальному популярности

Популярность не растет
Рейтинг узнаваемости основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального после антикоррупционных акций 12 июня составил 55% — столько же было в марте текущего года. Об этом свидетельствует опрос Левада-центра, посвященный политику и его антикоррупционным митингам (есть у РБК). Отсутствие динамики по этому параметру совпадает и с недавним исследованием ФОМ: по их замерам, в марте и июне уровень узнаваемости Навального остался почти без изменений и составил 45 и 43% соответственно.
Главным каналом распространения информации остается телевидение, так что работа штаба Навального в интернете, а также организация встреч с избирателями прироста узнаваемости пока не дают, резюмирует социолог Левада-центра Денис Волков. «Ставка кампании Навального на расширение аудитории и его узнаваемости пока не работает, сарафанное радио тоже действует внутри той аудитории, что уже знает о нем. В то же время штабу политика удалось выстроить сеть, которая может мобилизовать его сторонников в нужный момент», — рассуждает эксперт.

Несильно изменился и процент тех, кто связывает расследования Навального с его президентской кампанией (31% в марте, 28% — в июне). Количество опрошенных, которые посчитали, что политик действует в интересах определенной группы лиц во власти, выросло на 4% — с 17 до 21%. Процент людей, уверенных, что Навальный расследует коррупцию в интересах России, в марте и июне остался неизменным — 12%.
По мнению политолога Аббаса Галлямова, то, что узнаваемость Навального не выросла из-за июньского протеста, неудивительно. Общество испытало шок из-за неожиданной масштабности мартовских протестов, однако позже адаптировалось, и новые протесты уже не так потрясли его, пояснил он РБК. Сработал и благоприятный политический контекст — Навальный увяз в борьбе с миллиардером Алишером Усмановым, а власть справилась с антиреновационным протестом, считает Галлямов.
Впрочем, по мнению политолога, заморозка рейтингов может быть временной: интерес людей к политике может увеличиться по мере приближения к выборам, а узнаваемость Навального — вырасти из-за активности его штабов. Кроме того, заметил эксперт, «протест стал социально-приемлемым» и число тех, кто одобряет протестующих, уже превышает количество осуждающих их: «табу на уличную политику снято. Россияне перестают бояться Майдана».
Отсутствие роста узнаваемости политика за последние четыре месяца может быть связано с тем, что он достиг «предела», предположил в разговоре с РБК зампредседателя научного совета ВЦИОМа Владимир Петухов. «Тут нужно смотреть не на последние четыре месяца, а на то, что с 2011 года его узнаваемость выросла на 50%. Это фантастический рост, я не помню, были ли еще такие случаи. Но теперь Навальный, похоже, достиг предела, и чтобы популярность росла, ему нужно искать новую аудиторию», — подчеркнул социолог.
Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш на запрос РБК не ответила. «Пока текущие инструменты работают, как нам необходимо, и откровенно говоря, они еще в процессе разворачивания», — прокомментировал РБК директор Фонда борьбы с коррупцией Роман Рубанов.
Протесты не помогли
Информированность людей об антикоррупционных акциях не выросла: как и в марте, сейчас она составляет 61%.