Политика, 17 сен 2008, 20:29

В Ереване прошел многотысячный митинг оппозиции

В Ереване сегодня прошел очередной многотысячный, на этот раз санкционированный митинг оппозиции. За весь период после 1-го марта возглавляемое первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном Общенародное движение более семидесяти раз о своем намерении провести массовые мероприятия, но каждый раз наталкивалась на отказ мэрии Еревана.
Читать в полной версии

В Ереване сегодня, 17 сентября, прошел очередной многотысячный, на этот раз санкционированный, митинг оппозиции. После 1 марта 2008г. возглавляемое первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном "Общенародное движение" более 70 раз заявляло о своем намерении провести массовые мероприятия, но каждый раз наталкивалась на отказ мэрии Еревана.

Тем не менее, оппозиция, наперекор мэрии и руководствуясь соответствующим положением конституции Армении, трижды в течение лета провела многотысячные митинги и шествия по улицам Еревана, и первое санкционирование она не без основания расценила как свою победу. Представители ряда организаций, выступавшие на митинге, сообщили о своем решении присоединиться к Армянскому национальному конгрессу. Среди них "Союз армянских добровольцев", молодежная инициатива "Прямо сейчас", "Союз армянских матерей" и другие.

Вместе с тем, отмечают участники митинга, несмотря на то что все прежние несанкционированные митинги прошли без малейших инцидентов, власти на этот раз предприняли беспрецедентные меры "безопасности". Такого количества вооруженных дубинками, щитами и касками полицейских, солдат и офицеров внутренних войск и спецназа, машин с колючей проволокой, водометов и даже бронетехники не было на улицах города даже во время запрещенных митингов. Более того, на этот раз власти применили силу как перед началом акции, разогнав людей дубинками и электрошокерами, так и по его завершении (аналогичным способом).

По словам лидера Армянского национального конгресса Левона Тер-Петросяна, в структурах власти начался разброд, Серж Саркисян начал терять контроль не только над процессами в стране, но и над им же созданной системой. Первый президент обратил внимание многотысячного митинга на то, что начавшийся передел сфер влияния и собственности вызвал трещины в пирамиде власти. "Наиболее отчетливо это проявляется в отношениях между премьер-министром и кабинетом министров. Они неестественны, неэффективны и вредны для государства. Премьер фактически является ширмой, призванной показать внешнему миру, какого интеллигента и профессионала назначил премьером Серж Саркисян. Всего лишь. Правительство действует независимо от премьера и управляется из совершенно иных центров. У нас фактически нет правительства, которое осуществляло бы под руководством премьера столь необходимые для экономики страны реформы. То есть страна становится похожей на хромого, который не может твердо стоять на ногах".

Вторым противоречием, по словам Л.Тер-Петросяна, являются "те странные договоренности или разногласия между партией "Дашнакцутюн" и властью, которые в виде спектакля разворачиваются на наших глазах". "Президент страны приглашает в Армению президента Турции. "Дашнакцутюн", являющаяся частью правительства, высказывается против этого визита. Правительство в связи с предстоящим визитом принимает решение не проводить с 1 по 11 сентября массовые мероприятия, а "Дашнакцутюн", в лице своих министров участвовавшая в принятии этого решения, нарушает его. Если после этого Серж Саркисян не выгонит "дашнаков" из правительственной коалиции, то это будет означать, что он и в этом смысле не президент".

И, наконец, в качестве третьего дестабилизирующего пирамиду власти фактора Левон Тер-Петросян назвал желание Роберта Кочаряна вернуться во власть в качестве премьер-министра. Лидер оппозиции сообщил, что окружение Р.Кочаряна упорно насаждает мнение о неспособности Сержа Саркисяна противостоять конгрессу, о том, что он слабый президент, что он скоро потеряет власть, что "криминальный мир, которым является госаппарат Армении", потеряет все, и единственным спасением этих людей является Роберт Кочарян – единственный, кто может контролировать ситуацию в Армении. Л.Тер-Петросян подчеркнул, что если Саркисян пойдет на такой шаг, то сразу же превратиться в английскую королеву. "Роберт Кочарян не умеет делиться властью. Став премьером, он возьмет в свои руки все рычаги и власть", - подчеркнул он.

По словам первого президента, Армения никогда не была такой слабой и подверженной внешним воздействиям, как сегодня. По его оценке, эта слабость - результат нелегитимности властей, которые жертвуют интересами страны для своей легитимизации в глазах международной общественности. По его словам, именно с этой целью Серж Саркисян не исключил возможность создания армяно-турецкой комиссии из историков по изучению событий 1915 года в Османской Турции, поставив тем самым под сомнение сам факт геноцида армян.

Резкой критике было подвергнуто также согласие армянской стороны на трехстороннюю встречу глав внешнеполитических ведомств Армении, Азербайджана и Турции в рамках переговоров по урегулированию карабахского конфликта. Лидер оппозиции указал, что Турция однозначно поддерживает позицию Азербайджана, и в переговорах в таком формате Армения остается одна против Турции и Азербайджана. Он напомнил, что идея трехсторонней встречи не нова, и он в свое время неоднократно отвергал такой формат. "Формат Минской группы ОБСЕ для Армении наилучший, поскольку в нем поддерживается баланс сверхдержав", - подчеркнул он.

Комментируя последние события в Кавказском регионе, руководитель Армянского национального клуба "Миабанутюн" г.Москвы Смбат Караханян отметил, что в регионе сложились новые реалии и каждой стране придется пересмотреть свои стратегически важные проблемы. Говоря о нормализации двусторонних отношений и перспективы создания "платформы безопасности и стабильности на Кавказе", он отметил, что всегда нужно стремиться к нормальным отношениям с соседними государствами и находится с ними в постоянном диалоге, "но вопрос в том, какой ценой и что получится на самом деле".

С.Караханян напомнил, что закрытие границы между Арменией и Турцией, а также фактическая блокада Армении осуществляет турецкой стороной, и именно она ставит предварительные условия перед Арменией для открытия границы. Он отметил, что руководство Армении начинает показывать, что готово удовлетворить, по его мнению, принципиально неприемлемые требования Турции. С.Караханян считает, что для нынешних руководителей страны началась "расплата за власть". Напомним, что еще в 1993г. заняла позицию, согласно которой Армения должна согласиться на возвращение Нагорного Карабаха под юрисдикцию Азербайджана и перестать требовать признания геноцида армян в Османской Турции.

По мнению С.Караханяна, вся проблема в том, что в данном случае речь идет не о поиске ликвидаций последствий геноцида (или признания НКР), а, попросту говоря, об использовании этого исторического факта для укрепления крайне нелегитимных и уже всерьез покачнувшихся "властных кресел". Глава Армянского национального клуба утверждает, что ключевым вопросом, ради которого Гюль приехал в Ереван, является то, что он был уверен или попросту заранее знал, что армянское руководство согласился не только вывести войска из 7 районов, но и окончательно оставить Карабах в составе Азербайджана. Позже в интервью газете Hurriyet президент Турции подтвердил это, сказав, что "во время беседы с Саркисяном он понял, что армяне склонны к освобождению оккупированных территорий".

С.Караханян уверен, что еще плачевнее обстоит дело с вопросом Карабаха. Руководство Армении своими позициями в переговорном процессе поставило себя в такое положение, что уже дает повод своим российским коллегам говорить о кардинальных отличиях карабахской проблемы от абхазской и югоосетинской. Помимо всего прочего, различие в вопросе прежде всего касается позиции руководства Армении и того неуклюжего торга, который устроило армянское руководство ради спасения своей власти.

Глава Аомянского национального клуба отмечает, что в подобных условиях можно было ожидать, что для турецкой стороны путь преодоления психологического барьера и нормализации отношений с Арменией отнюдь не проходит через официальный, прямой и серьезный диалог или разблокирование границы. Все это рассматривается только в контексте создания публичных предпосылок для уже юридического отказа руководства Армении от попыток международного признания независимости НКР и геноцида армян в Османской Турции.

Он напомнил, что США поддерживают инициативы Турции в решении карабахского вопроса. Телеканал CNN Turk поспешил сообщить, что госсекретарь США Кандолиза Райс объявила о поддержке ее страной инициативы Турции в решении карабахского вопроса. Любопытно, что жена временного поверенного в делах США в Армении Амберин Заман сразу же заявила радиостанции "Свобода", что в ближайшем будущем не стоит ожидать открытия границы: для этого со стороны Армении нужны серьезные уступки в вопросе Карабаха.

С.Караханян подчеркнул, что в день футбольного матча Армения - Турция вице-президент США Ричард Чейни настаивал на том, чтобы Грузия, Армения и Азербайджан были приглашены на заседание Евросоюза по энергетической политике. Ранее вопрос участия Армении в подобных встречах вообще не рассматривался. Разыгрывается сценарий резкого усиления влияния на Армению путем лоббирования плана сближения с Европой. По мнению эксперта, для Армении приготовлено применение не косовского прецедента, а что-то похожее на "сербский евростандарт". В подобной ситуации трудно расстаться с мыслью, что руководство Армении уже давно для себя решило вопрос Карабаха и пытается получить побольше бонусов и гарантий для последующего безопасного выезда из страны.

В любом случае, отмечает политолог, цена власти для нынешнего руководства ясна: Карабах, геноцид и государственный суверенитет. Армянские власти практически сами обозначили эту концепцию и, не имея какой-либо четкой программы и ведя бездарную политику, открыли большие возможности внешних сил сыграть на этом, уверен С.Караханян. Он также обратил внимание на то, что сразу же после отъезда турецкого президента, глава Армении издал указ о создании межведомственной комиссии по вопросам сотрудничества с НАТО и европейскими структурами под руководством секретаря Совбеза. По сути, руководство Армении подняло статус взаимодействий с НАТО и на деле дает понять, что готово к углублению сотрудничества с Североатлантическим альянсом.

По мнению С.Караханяна, "архаические телодвижения" армянских властей привели к тому, что практически все жизненно важные вопросы в военно-политической и экономической сферах, имеющие стратегическое значение для безопасности Армении, вошли в противоречие друг с другом. Очевидно, что в нынешних условиях для решения проблем, стоящих перед Арменией, необходимо немедленно разработать реальные программы по сотрудничеству с каждым отдельным ключевым субъектом, действующим в регионе, не говоря уж о России, а именно: с Ираном, Турцией, США и ЕС.

Pro
Мифы работы с зумерами. В чем ошибаются компании, а что правда
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Высокий фикс и падающий процент. Почему отделы продаж не зарабатывают
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Сможет ли Sequoia Capital выжить на новом венчурном рынке — The Economist
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
«Это как болезнь». Как санкции против Газпромбанка повлияют на инфляцию
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist