Политика, 17 сен 2014, 15:39

Люстрация на Украине затронет один миллион человек

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что под действие закона о люстрации попадет около 1 млн чиновников и правоохранителей разных рангов, сообщает РБК-Украина.
Читать в полной версии
(Фото: ИТАР-ТАСС)

Яценюк поручил создать комиссию по проверке всех действующих министров, их заместителей, а также всех руководителей центральных исполнительных органов власти.

Закон о люстрации («Об очищении власти») был принят Верховной радой 16 сентября, за него проголосовал 231 депутат (для того, чтобы закон прошел, необходимы голоса 226 парламентариев). Закон предусматривает проведение проверок чиновников и тех лиц, кандидатуры которых рассматривают на государственные должности.

Законопроект определяет круг лиц, которые не проходят люстрацию – это руководство страны с февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года (экс-президент Виктор Янукович, бывший премьер-министр Николай Азаров и его заместители), а также те, кто работал на руководящих должностях в Коммунистической партии, ЦК ВЛКСМ, являлись сотрудниками КГБ, служили или сотрудничали со спецслужбами других стран. Люстрацию не пройдут те, кто участвовал в задержании участников массовых акций или составлял на них рапорты. Согласно этому пункту, под люстрацию могут попасть следователи и сотрудники местных администраций.

Закон также распространится на председателей, заместителей и секретарей избирательных участков, которые будут признаны виновными в фальсификациях выборов президента Украины в 2004 году и выборов народных депутатов в 2012 году.

Требование о люстрации было одним из главных требований собравшихся на Майдане к новым властям страны.

По данным Госстата Украины, в августе население Украины составляло 42 млн 981 тыс. 850 человек.

Георгий Перемитин

Три степени люстрации

После падения СССР и коммунистических режимов в странах Балтии и Восточной Европы вопрос о люстрации в той или иной форме поднимался во всех новых демократических государствах. Где-то, как в Чехии и Польше, люстрацию проводили наиболее последовательно, где-то, как в Венгрии и Словакии, люстрация, начавшись, сошла на нет, а где-то, как в России или на Украине, к ней вообще не приступали, ограничившись разговорами. РБК предлагает изучить опыт некоторых стран.

Чехия

Сразу после произошедшей в Праге «бархатной революции» осенью–зимой 1989 года была распущена Служба госбезопасности (StB) – всего в начале 1990 года было уволено около 6 тыс. человек. Весной того же года прошла реформа судов и органов прокуратуры – уволили треть судей и не менее половины прокуроров. Благодаря этому в июне 1990 года в стране прошли свободные выборы в новый парламент. В начале 1991 года депутаты приняли закон о люстрации (о декоммунизации), согласно которому высокопоставленным функционерам Коммунистической партии Чехословакии, кадровым сотрудникам StB, их агентам и ряду других лиц в течение пяти лет запрещалось работать в госорганах и избираться в парламент. Всего до 1996 года предполагалось проверить 140 тыс. человек. Первый президент Чехии Вацлав Гавел не поддерживал люстрацию, хотя и вынужден был подписать закон о ней. В 1996 году он пытался воспрепятствовать продлению действия закона до 2000 года, но парламент преодолел его вето, и с тех пор закон стал бессрочным. Всего по закону о люстрации из госорганов уволились до 80 тыс. человек.

Венгрия

Ситуация с люстрацией в Венгрии определяется тем фактом, что после 1989 года многие люди, руководившие страной при коммунистическом режиме, в том числе бывшие функционеры Венгерской социалистической рабочей партии (ВСРП) и служб госбезопасности, сумели остаться во власти. Первая попытка призвать их к ответу провалилась: написанный в 1992 году закон Зетени – Такача, устанавливавший суровые наказания, вплоть до пожизненного заключения, за «предательство Родины», был признан неконституционным. В 1994 году Конституционный суд определился в отношении лиц, чье прошлое могло быть связано с ВСРП и спецслужбами: их биографии могут быть открыты, если это представляет общественный интерес. На практике это привело к тому, что привлечь к ответственности бывших коммунистических функционеров стало очень непросто. Лишь в 2003 году был принят закон об «Учреждении исторического архива органов госбезопасности Венгрии», но и он открывал доступ лишь к 7–8% секретных документов. В 2013 году появился новый закон – о «Комиссии национальной памяти», но в целом люстрация в Венгрии не привела к реальным результатам.

Россия

Люстрационные процедуры в России, широко обсуждавшиеся в начале 1990-х годов, так и не получили законодательного оформления, за исключением принятого в октябре 1991 года закона о реабилитации жертв политических репрессий: в нем содержалась правовая норма, направленная на признание уголовной ответственности лиц, виновных в политических репрессиях. Однако на практике вопрос о привлечении таких лиц к ответственности ставился лишь в единичных случаях. В 1992 году депутат Госдумы Галина Старовойтова в качестве представителя партии «Демократический выбор» внесла в Верховный совет РФ проект закона «О запрете на профессию для проводников политики тоталитарного режима», однако рассматривать по существу его не стали. В 1997 году Старовойтова попыталась – вновь безуспешно – внести этот закон на рассмотрение Госдумы.

Pro
Новый ИИ инженера Суцкевера. Что известно о проекте выходца из OpenAI
Pro
В обход санкций: как теперь рассчитываться за перевозку грузов из Китая
Pro
Как правильно просить суд о принятии обеспечительных мер по иску
Pro
В мире растет число адептов «детства без смартфонов». В чем они не правы
Pro
Риски закона о майнинге: принудят ли продавать биткоин на внешнем рынке
Pro
Деление бизнеса со смыслом. Как понять, что у вас дробленка
Pro
Эффект «длинного хвоста»: как продавать в эпоху изобилия
Pro
Против агрегаторов заводят уголовные дела. Что будет с этим рынком