Главное, 17 дек, 19:37

WP узнал о борьбе Европы и США за российские замороженные активы

США хотят использовать российские активы в качестве инструмента урегулирования конфликта на Украине, это может привести к спору с ЕС, пишет WP. Теперь на повестке стоит вопрос, кто из них конфискует активы России, сказано в статье
Читать в полной версии
Фото: Сергей Петров / NEWS.ru / Global Look Press

Европа получила четкие сигналы, что администрация США хочет использовать замороженные российские активы в качестве инструмента урегулирования конфликта на Украине, пишет The Washington Post со ссылкой на двух чиновников, знакомых с ситуацией.

Это порождает опасения по поводу возможного столкновения Вашингтона с европейскими лидерами, которые намерены направить эти активы на помощь Украине, говорится в статье. Вашингтон предлагал другой вариант, напоминает издание, — судьба замороженных российских активов фигурировала в изначальном мирном плане из 28 пунктов. $100 млрд предлагалось вложить в постконфликтное восстановление и инвестиции на Украине, а оставшуюся часть — в совместный американо-российский инвестиционный фонд.

Теперь европейские лидеры, включая премьер-министра Бельгии Барта де Вевера, оказались под давлением со стороны Вашингтона. Это связано с тем, что Россия, как утверждают источники издания, пытается убедить Белый дом помочь изъять свои активы у Европы, пообещав США долю в их использовании.

Раньше «велись жаркие споры о том, стоит ли конфисковывать активы или нет, но теперь вопрос в том, что если ЕС не конфискует активы — это сделают США», — сказала научный эксперт и бывший советник французского казначейства в России Агата Демаре. Вопрос перешел из разряда, будут ли конфискованы активы, в плоскость — кем, подчеркнула она. Это полностью меняет ход дискуссии, считает эксперт.

Независимо от исхода голосования на саммите лидеров ЕС, европейские чиновники по вопросам безопасности заявили, что готовятся к дальнейшим российским угрозам, в том числе в отношении банковской системы и бельгийского депозитария Euroclear, где хранится большая часть активов. «Мы ожидаем усиления гибридной войны начиная с этих выходных», — сказал один высокопоставленный европейский чиновник по вопросам безопасности.

Лидеры Евросоюза подготовили новую схему для одобрения использования российских активов в качестве кредита для Украины, писало Politico. Собеседник издания пояснил, что на саммите 18 декабря они могут формально согласиться с использованием российских активов, не закрывая при этом вопрос окончательно и отправив его на рассмотрение Совета ЕС и Европарламента.

Тем временем премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что вопрос об использовании замороженных российских активов и вовсе снят с повестки саммита ЕС. Портал 444.hu отмечает, что признаков того, о чем сказал Орбан, пока нет.

В общей сложности семь стран — членов ЕС не поддерживают идею конфискации замороженных в Европе российских активов, писал Euractiv. К Бельгии, Венгрии и Словакии, которые изначально выступали против «репарационного кредита» для Украины, присоединились Италия, Болгария, Мальта и Чехия.

Сам депозитарий Euroclear, где хранится большинство замороженных активов, также не поддерживает инициативу. Глава Euroclear Валери Урбен не исключала обращения в суд, если ЕС решит конфисковать заблокированные активы и будет принуждать депозитарий к такому шагу. По ее словам, изъятие средств «противоречит международному праву».

Москва называет потенциальное использование ее активов воровством. ЦБ подал иск к Euroclear на 18 трлн руб. Регулятор объяснил обращение в Арбитражный суд Москвы убытками из-за незаконных действий депозитария и планов Еврокомиссии по использованию активов России.

Читайте РБК в Telegram.

Хочется отношений, а их нет: как помочь себе в этот период
«Иллюзия могущества»: закончит ли перемирие торговую войну США и Китая
Неприличный Китай. Почему россияне все чаще жалуются на качество товаров
Власти обсудят «контрмеры» против ЕБРР и Нефтяного фонда Норвегии
Импортер на УСН. Как лучше платить налоги при новом режиме НДС
В мире волна увольнений гендиректоров. К чему она приведет в России
Цифровой скептицизм: как научить сотрудников не верить на слово
Что ждет страховщиков в 2026 году