Культурные санкции: как Москва ответила Лондону по «делу Скрипаля»
Три российских меры
МИД России в субботу, 17 марта, назвал ответные меры на объявленные 14 марта премьер-министром Великобритании Терезой Мэй санкции против Москвы. Россию должны покинуть 23 британских дипломата, генконсульство Великобритании в Санкт-Петербурге будет закрыто, на территории России должен прекратить свою деятельность Британский совет — общественная организация, продвигающая культурно-языковые связи.
Объявленные «персонами нон грата» дипломаты высылаются в таком же количестве, что и российские дипломаты, о высылке которых объявила Мэй. Закрытие консульства в Петербурге МИД объяснил «диспаритетом в числе консульских учреждений». После закрытия британского консульства в Санкт-Петербурге у каждой из стран кроме посольства будет лишь по одному консульству — российское в Эдинбурге и британское в Екатеринбурге. Британский совет же закрывается в связи с «неурегулированностью статуса». Что имеется в виду под понятием «неурегулированность статуса», в МИДе при этом не пояснили.
При этом МИД заявил, что в случае новых недружественных шагов Лондона Москва оставляет за собой право принять другие ответные меры.
Дипломатический скандал начался после отравления бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии 4 марта в английском городке Солсбери. Британская сторона, ссылаясь на заключения своих экспертов, уверяет, что при покушении использовалось нервно-паралитическое вещество «Новичок», которое, предположительно, разрабатывалось в СССР. Россия настаивает на том, что до завершения следствия делать выводы об использованном яде и чьей-либо причастности рано. Однако Мэй 12 марта объявила о российском происхождении вещества, потребовав от Москвы объяснений. Не дождавшись «заслуживающего доверия ответа», 14 марта она объявила о санкциях в отношении Москвы.
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
Россия выступила масштабнее
Помимо высылки 23 российских дипломатов, названных «незадекларированными разведчиками», Лондон объявил о прекращении контактов с Россией на высшем правительственном уровне, отзыве приглашения министру иностранных дел России Сергею Лаврову посетить Великобританию и об отказе направлять в Россию на чемпионат мира по футболу официальные делегации. Британское правительство также усилит меры безопасности на границе, чтобы пресекать «враждебную деятельность иностранных держав». Британский премьер говорила и о возможности блокировки российских государственных активов, если будет обнаружено, что они как-то связаны с угрозой жизни и имуществу британцев. Кабинет министров также поддержит принятие британским парламентом аналога американского «закона Магнитского», который позволит вводить финансовые и визовые санкции против россиян, причастных к нарушению прав человека.
Российский ответ на санкции Мэй оказался масштабнее, чем действия Лондона, но с политической точки зрения более умеренным, рассказал РБК почетный президент Ассоциации евро-атлантического сотрудничества, бывший посол России в Великобритании Анатолий Адамишин. «С нашей стороны мы видим удар и по консульской работе, и по культурному сотрудничеству в целом. Но британцы также пошли на ряд крайне неприятных шагов», — заявил Адамишин. Наиболее болезненным, по его словам, является разрыв политических контактов: он может отразиться не только на дипломатических связях, но и на сотрудничестве в области безопасности, которое до инцидента со Скрипалем «только-только начало налаживаться». До начала кризиса, вызванного «делом Скрипаля», министр Джонсон отмечал, что правоохранительные службы России и Британии активно сотрудничали по вопросу обеспечения безопасности на ЧМ-2018.
Меры, принятые Москвой, нельзя назвать симметричными: они более масштабные и внушительные, чем британские санкции, отмечает эксперт-международник, руководитель агентства «Внешняя политика» Андрей Сушенцов. «Вал обвинений и высылку дипломатов до завершения расследования в Москве расценили как подчеркнуто недружественные, провокационные шаги, поэтому действия Лондона вызвали еще более жесткие ответные меры», — сказал РБК Сушенцов.
Удар по гражданским связям
По данным Министерства иностранных дел Великобритании, генконсульство в Петербурге предоставляет консульские услуги для всего Северо-Запада России. Граждане Великобритании могут в нем получить новые документы взамен утерянных, а граждане России — оформить визы в Великобританию. Как изменится работа дипломатов после закрытия генконсульства, пока неизвестно. В пресс-службе британского посольства в России на запрос РБК ответили, что вопросы перераспределения консульской нагрузки и возможной реорганизации работы представительства находятся пока в процессе обсуждения.
Британский совет не первый раз стал жертвой российско-британского противостояния. Когда летом 2007 года Москва отказалась выдать британцам предполагаемых убийц Литвиненко, Лондон выслал четырех российских дипломатов, следом аналогичные меры предприняла Россия. Через несколько месяцев Москва заявила: деятельность Британского совета нарушает правила функционирования иностранных культурно-информационных центров, поскольку его региональные отделения работают при консульствах, но числятся общественными организациями. МИД запретил региональным офисам работу в России, а налоговики предъявили совету претензии на 210 млн руб. Позже Британский совет через российский арбитражный суд добился практически полного снятия налоговых претензий.
Последние десять лет совет через единственный офис в России продолжал заниматься активной деятельностью. Так, при его участии в 2016 году прошел британо-российский год языка и литературы, а в 2017 году более 6 тыс. преподавателей английского языка из России прошли при его поддержке курсы повышения квалификации. Кроме того, совет сотрудничает с крупнейшими музеями России, помогая с организацией выставок и фестивалей.
Британский совет в субботнем заявлении подтвердил, что получил от российской стороны требование прекратить работу, добавив, что в совете «глубоко разочарованы таким развитием событий», и выразив приверженность долгосрочному развитию связей с Россией и другими странами.
Российские официальные лица, комментируя решения о закрытии совета, обращали внимание на то, что оно не означает прекращения культурно-гуманитарного сотрудничества. Директор Британского совета в России остается в России и может выполнять все функции советника по культуре, вести программы, сказала ТАСС официальный представитель МИДа Мария Захарова. Совет играл роль координатора совместных проектов, при этом соглашения, протоколы и меморандумы о проведении мероприятия подписывались напрямую с британскими ведомствами, сказал «РИА Новости» замминистра образования и науки России Григорий Трубников.
Британский совет — очень мощная организация, которая ведает почти всем комплексом британских культурных и даже туристических связей, и для британцев она очень важна, пояснил РБК Адамишин. В целом, по мнению Адамишина, подобный обмен санкциями не исключает дальнейших взаимных шагов. Так, в ответ на решение по Британскому совету Лондон может закрыть филиал Россотрудничества, а на решение по консульству в Петербурге — закрыть консульство в Эдинбурге. «В отличие от других европейских держав британцам мало что терять от ухудшения отношений с Москвой. Но на определенном этапе эскалации стороны неминуемо решат ее прекратить», — прогнозирует он.
Британский МИД в субботу предупредил, что Совет национальной безопасности страны соберется в начале недели и определит последующие шаги на российские действия.
Как работает Британский совет
Британский совет начал свою работу в 1934 году как полунезависимая структура при МИД Великобритании для продвижения британской культуры и науки за рубежом. Формально совет входит в структуру МИДа, но управляется автономно и минимально зависит от бюджетных дотаций. Так, в 2016/17 финансовом году совет получил от МИДа в виде грантов £158,3 млн — лишь около 15% своих доходов. Главой совета является королева Елизавета II.
В России Британский совет работал с 1992 года, в 1990-е годы единственный офис в стране располагался в Москве. В начале 2000-х годов отделения совета открылись еще в восьми городах России, но зимой 2007–2008 годов все региональные офисы были закрыты, что стало результатом предыдущего дипломатического скандала, спровоцированного убийством в Лондоне бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко.