Политика, 18 июл 2019, 14:24

Госдума уточнила определение шпионских устройств

Из-под действия УК и КоАП вывели приборы с функциями аудио- и видеозаписи, фотофиксации и геолокации и с открыто расположенными органами управления. Поправки стали обсуждать после случая с курганским фермером и его теленком с GPS
Читать в полной версии
Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Госдума в ходе пленарного заседания в четверг приняла в третьем чтении законопроекты, которые разъясняют понятие «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации». Об этом сообщает пресс-служба нижней палаты парламента. Оба документа с поправками в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях (1, 2) размещены в системе обеспечения законодательной деятельности.

Депутаты решили дополнить статью о незаконном обороте таких спецсредств (138.1 УК) примечанием, которое уточняет, о каких именно приспособлениях идет речь. Это «приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации <...>», которые позволяют получать или накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.

Если человек нелегально приобретает такие средства и использует их, то ему грозит до четырех лет лишения свободы.

Из-под действий этих статей в УК и КоАП выводят «находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления».

Как пояснил спикер Госдумы Вячеслав Володин, речь идет, например, о GPS-трекерах для поиска домашних животных, очках с видеокамерой или других устройствах со встроенными видеокамерами. Он отметил, что необходимость уточнить формулировки нужна, чтобы избежать ущерба интересам граждан.

Вопрос о необходимости внести поправки в статьи УК и КоАП был поднят после реплики на пресс-конференции Владимира Путина и был связан с уголовным преследованием жителя Курганской области Евгения Васильева. В конце января 2017 года фермер заказал в интернет-магазине GPS-маячок. Он нужен был, чтобы искать корову, которая постоянно отбивается от стада. По версии следствия, такое устройство запрещено в России. Президента в 2017 году попросили разобраться в ситуации с фермером, и уже в марте 2018-го следователи прекратили получившее всероссийский резонанс уголовное дело.

Депутат Госдумы и бывший первый зампрокурора Москвы Юрий Синельщиков сказал РБК, что особенность примечаний к новым поправкам в том, что теперь ясно, какая техника бытового назначения не подпадает под понятие спецтехники.

Член комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Отари Аршба в свою очередь заявил РБК, что новый блок поправок в действующее законодательство позволит исключить случаи необоснованного привлечения к ответственности граждан, которые не знали, что приобретают запрещенное спецсредство и добросовестно заблуждались по поводу фактического предназначения приобретенного средства.

Он добавил, что поправки касаются также таких ситуаций, когда используются GPS-устройства для отслеживания перемещения детей ради их безопасности. Также, дополнил депутат нижней палаты, новые изменения в законы регулируют ситуации с использованием GPS-трекеров для мониторинга передвижения домашних животных и скота.

Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов